2015 год объявлен в округе Годом сохранения и развития традиционных промыслов и ремёсел, исторического и культурного наследия народов, населяющих Югру. И это неспроста. Проблем накопилось много. Уникальная культура коренных народов стремительно разрушается, её носителей становится всё меньше. Большая ответственность ложится на центры ремёсел и этнографические музеи.
«За» и «против»
Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа» в Ханты-Мансийске почти 30 лет является настоящим хранителем, собирателем и пропагандистом традиционной культуры коренных народов Югры. Он-то и выступил инициатором и организатором проведения в селе Казым традиционного обрядового праздника обских угров «Медвежьи игрища».
«Казым - это островок живой традиционной культуры, - рассказывает директор музея Валентина Кочетыгова. - Для многих казымчан традиционная культура – не пустой звук, а образ жизни. Здесь 15 лет успешно работает детское этностойбище «Нумсанг ёх». Главные исполнители священных песен Андрей Ерныхов и Тимофей Молданов тоже отсюда».
«Медвежьи игрища» в 2014 году после долгих дискуссий и споров были включены в Реестр объектов нематериального культурного наследия народов Югры. Противников «за» и «против» было много. Среди аргументов «против» было то, что «медвежьи игрища» - это сакральный праздник, а значит, не должно быть никакой его видео-, фото - и аудиофиксации.
Среди аргументов «за» - если не успеть всё снять и записать, а затем расшифровать и описать, то «медвежий праздник» исчезнет вместе с последним исполнителем священных песен.
Основными действующими лицами на медвежьем празднике являются мужчины. Только они могут исполнять звериные песни, песни разного ранга духов, дневные песни, драматические сценки-тулыглапы.
Песни исполняются как сольно, так и в сопровождении трёх, пяти или семи мужчин, взявшихся мизинцами за руки. Кстати, добыть медведя для священного праздника может тоже только мужчина.
«Я добыл медведя в августе прошлого года, - рассказывает Андрей Ерныхов. - Из-за высокой воды медведи были вынуждены подниматься в сухие боры, где как раз и паслись наши олени. Это был молодой медведь».
Только мужчины участвуют и в обряде жертвоприношения. Они же украшают голову медведя - укладывают её между лапами, набрасывают верху платок и кладут монеты на глаза и нос.
Главное – записать
Женщины обычно готовят для медвежьей церемонии ритуальную одежду – халаты, шапки, рукавицы (их шили казымские мастерицы на семинаре, который был проведён в Этнокультурном центре в январе 2015 года), приносят угощения, выставляя их перед медвежьей головой, и в первый день исполняют танцы, закрыв лица платками.
За всем происходящим на празднике внимательно следит специально выбранный для этого «отец медведя». На празднике в Казыме им был внук Андрея Ерныхова – Денис. На специально изготовленную счётную палочку, которую сделал житель Казыма Николай Тасьманов, он в течение дня наносил метки, символизирующие исполненные песни, танцы и сценки. А вот Яков Тарлин для одной из последних сцен медвежьего праздника изготовил журавля.
«Медвежьи игрища» в Казыме были организованы не только для коренных жителей, - поясняет Валентина Кочетыгова. - Мы пригласили учёных-этнографов как югорских, так и из Швеции, чтобы они смогли зафиксировать в полном объёме на разные носители весь этот обрядовый праздник в деталях. Научной расшифровкой медвежьих игрищ будет заниматься старший научный сотрудник музея, кандидат исторических наук Тимофей Молданов. По итогам расшифровки планируется издать трёхтомник».