Удивительно устроен мир. Добрая часть югорского чиновничества остервенело бьётся за мёртвый проект строительства железнодорожной магистрали Полуночное - Обская, который ничего не даёт округу, а о проекте Северо-Сибирской железной дороги, который несёт реальную прибыль и будет выгоден сразу пяти сибирским регионам, - ни слова. А ведь Севсиб - это включение Югры во все транзитные железнодорожные схемы большой России.
Образ Великого северного пути
Прогресс не стоит на месте. По анализам специалистов Уральского отделения Российской академии наук, в том числе директора института экономики Александра Татаркина, на сегодня Россия практически исчерпала свою старую ресурсную базу, расположенную примерно до 50-го широтного градуса. Условно говоря, на территории до Нижнего Тагила ресурсов больше нет - добыли и вывезли. Знаменитый Транссиб - главная магистраль, которая держит Россию в тонусе, как нитка бусины, исчерпает свою пропускную способность примерно к 2018-2019 годам (по оценке топ-менджмента РЖД). Часть её уже проходит там, где полезные ископаемые вычерпаны. А до мест, где разведаны новые месторождения, не добраться. На данный момент широтной магистрали в районе новой ресурсной базы не существует.
Ещё в царской России, более 90 лет назад, появилась идея строительства Великого северного пути - железнодорожной магистрали, которая бы являлась дублёром Транссиба. Частью этой идеи стала Байкало-Амурская магистраль, но вот беда: Советский Союз развалился значительно раньше, чем БАМ достроили. Дорогу довели до Усть-Илимска и Тайшета, а потом бросили. А идти она должна была как минимум до Нижневартовска, а по уму - ещё дальше, до Серова, после чего по качканарской ветке мы получили бы замкнутую железнодорожную магистраль - от Комсомольска-на-Амуре до Санкт-Петербурга. Ещё к 1984 году новосибирский проектный Сибгипротранс подготовил проект Северо-Сибирской железной дороги - от Усть-Илимска до Нижневартовска. Длиной в 2500 километров. Дальше нужно было делать проект ещё одного участка - от Сургута через Ханты-Мансийск и Устье-Аха на Серов.
И Россия получила бы в широтном коридоре от 50 до 65-й параллели полноценный транспортного дублёра Транссиба, разгружающего еле дышащую, невероятно перегруженную магистраль. И, конечно, доступ к новым месторождениям полезных ископаемых.
Чего не хватает Нижневартовску?
В округе два 300-тысячных города. Сургут и Нижневартовск. Сургут самодостаточен. Нижневартовск гнётся перед Ханты-Мансийском. Почему? Транспортный транзит разный. Сургутский - на четыре стороны света. Нижневартовский - только в две. В Сургуте - нефть, газ и энергетика. В Нижневартовске - только нефть, причём знаменитое Самотлорское месторождение основательно истощилось за последние 35 лет (140 млн тонн добычи на пике и примерно 33 млн тонн в год - сейчас).
Теперь представьте себе, что именно Нижневартовск становится головным городом новой Северо-Сибирской железной дороги. А больше некому - следующий по численности Усть-Илимск - всего-навсего стотысячник. Вартовск получил бы от Севсиба глобальный транзит на восток. Новые рабочие места. Новые ремонтные производства. За нижневартовским вокзалом, за частным сектором города достаточно места для организации крупной сортировочной станции. И, конечно, статус столичного железнодорожного города. В Сургуте - всего-навсего отделение Свердловской железной дороги. В Нижневартовске был бы головной офис и управление дороги Северно-Сибирской. Внушительно? Очень.
Именно о Севсибе сегодня надо бы всерьёз задуматься окружному правительству и мэру Нижневартовска Борису Хохрякову. Главным проводником идеи Северо-Сибирской железной дороги был Александр Хлопонин, бывший губернатор Красноярского края. Теперь Хлопонин - полпред президента по Северо-Кавказскому федеральному округу. Место главного криэйтора всея Сибири вакантно.
Югра получит с Севсибом мощный железнодорожный транзит через Нижневартовск, Сургут, Ханты-Мансийск и Кондинский район (по данным Стратегии железнодорожного развития России до 2030 года, гарантированная загрузка магистрали - 20 млн тонн грузов в год). Столично-железнодорожный статус славного города Нижневартовска. Реальный интерес свердловских соседей и Свердловской железной дороги - резко увеличивается загрузка северного участка СвЖД от Серова до Перми, появляется новый, реально загруженный участок от Сургута до Серова. Ханты-Мансийск получит полноценный железнодорожный транзит и перестаёт быть только речным, автомобильным и авиационным узлом, новый железнодорожный мост через Иртыш рядом с автомобильным. Предположим, в районе Горной протоки... Ханты-Мансийский район получит отлаженную транспортную схему по правому берегу Оби. Это - реальный глобально-транспортный креатив в отличие от изначально мёртвой ветки Полуночное - Обская.
Мнение экспертов
Владимир Герус, начальник Сургутского центра работы железнодорожных станций Свердловской железной дороги ОАО РЖД:
- Очень перспективный проект. Лукойл получит дополнительное развитие с Тимано-Печорским бассейном. Югра включится в общероссийский железнодорожный транзит. Уменьшатся сроки доставки - грузоотправители и грузополучатели получат дополнительный выигрыш. Новая магистраль будет выгодна очень многим.
Свердловской железной дороге она просто необходима. Транссиб сегодня загружен по максимуму, его пропускные способности ограничены, он не справляется с существующими объёмами. Мы бы спокойно могли идти параллельно с ним.
Владимир Пидгирняк, предприниматель, пгт. Приобье:
- Идея сама по себе очень хорошая. Наша Югра включается в общероссийский транзит железнодорожных грузов, людям будет удобно добираться до Москвы, в другие районы Сибири и на Дальний Восток. У Нижневартовска возникают очень интересные перспективы. Но есть один момент: почему-то так получается, что во всём мире дороги служат на благо и обустройство любой территории, по которым они проходят. А в России дороги зачастую используются только для тотального вывоза сырья. Возьмите ситуацию с Дальним Востоком - тотальный вывоз древесины в Китай. Поэтому хочется, чтобы любой новый проект сопровождался нормальными законами, которые защищают интересы людей. Чтобы Севсиб для Нижневартовска, Сургута, Ханты-Мансийска, Урая стал реальным благом.