Каждый из кандидатов в сургутские градоначальники ведёт свою избирательную кампанию по разным схемам. Одна схема - "мэр на шесть месяцев". Вторая - на "полный срок". Почему так?
Вертикаль по-югорски
Сити-менеджерство, которое пытаются ввести в Сургуте, предусматривает выборы мэра из числа депутатов городской думы. Это делает нынешние выборы главы города совершенно бессмысленными. Выборы в сургутскую городскую думу состоятся в марте 2011 года. А значит, тогда же, при внесении соответствующих изменений по сити-менеджерству в городской устав, автоматически состоятся выборы мэра. Возникает вопрос: каково положение нынешнего избранника?
Политолог Пётр Паньшин (г. Екатеринбург) объясняет: "Вариант первый. Если побеждает кандидат от "партии власти" - он автоматически принимает правила игры окружного правительства: власть на полгода, потом добровольная отставка либо участие в выборах в городскую думу с неясными перспективами повторного переназначения (не факт, что депутаты согласятся переназначить нашего "полугодовалика" на пост мэра).
Вариант второй. Если выборы выигрывает независимый кандидат - инициируются общественные слушания, гордума не вносит изменений в устав, идея сити-менеджерства проносится мимо Сургута, выбранный мэр благополучно правит пять лет, а то и дольше".
По словам сургутского политолога Алексея Шапилова, нынешняя ситуация для города - знаковая. Либо Сургут сохраняет системность власти, либо вступает во времена непредсказуемые. Мысль о том, что предположить, к каким результатам приведёт новая система управления, невозможно, косвенно подтверждают нагянские события. Этот город первым испытал на себе прелести сити-менеджерства. Сегодня мэр Александр Рыженков подвергается жёсткой критике и прокурорским проверкам, а сити-менеджер Сергей Михайлов особой популярностью в городе не пользуется.
Зачем ссылаться на мировой опыт?
Нынешние властители очень любят ссылаться на то, что во всём мире институт сити-менеджеров доказал свою эффективность. Однако мало кто вспоминает, что экономическая самостоятельность тех же западноевропейских городов формировалась ещё в Средневековье, а знаменитое Магдебургское право тогда же заложило основы права муниципального. В современной России 131 Федеральный закон так и не дал финансовой базы для местного самоуправления. А посему сити-менеджер в данных условиях всего лишь бесправный чиновник, встроенный в существующую "вертикаль власти". И это при том, что независимость муниципальной власти декларируется! Но кому интересны декларации, не подкреплённые материально?