В Советском Союзе с индивидуальным домостроением боролись десятилетиями. Укрупняли деревни и сносили целые улицы с деревянными домами в больших и малых городах. Давали приусадебные участки в шесть соток - и не разрешали ставить на этой земле больше щитового домика. Коммунисты прекрасно понимали: там, где есть частная собственность на землю и дом, социализму и коммунистическим бредням - конец.
Теория и практика "самостроя"
Югра постепенно возвращается к здравому смыслу в строительстве. Во всём мире давным-давно поняли: многоквартирное домостроение не решает жилищных проблем. Как только человек достигает определённого уровня финансового благополучия, он начинает строиться.
Покупается участок земли - и на нём возникает дом. Мой дом - моя крепость. Моя гордость. Моя земля. Не квартира в скворечнике на 200-300 квартир, где то стучат, то ругаются, то дерутся за стенкой. Свой дом с газовым или электрическим котлом. Гараж. Баня. Грядки. Кедр, посаженный в день рождения сына. Берёзка - в день рождения дочки.
За последние несколько лет предприятия, нацеленные на индивидуальное домостроение в самых разных вариантах появились: в Ханты-Мансийске ("Кода-Лес"), в Мегионе (фирма "Звезда"), в Нягани ("ЛВЛ-Югра"), в Советском, - а также в других местах. Тот же пенобетон и пенополистиролбетон выпускают в Нягани и в Унъюгане. Подобные производства, как грибы, появляются в самых разных муниципальных образованиях Югры. Можно обеспечить себя строительными материалами, не выезжая из округа. Северный рынок индивидуального домостроения - благополучный, постоянно растущий. Достаточно глянуть из окна квартиры на Югорской, что в Сургуте, чтобы увидеть, какое количество больших и малых дворцов вырастает год от года на индивидуальных земельных участках неподалёку от новой церкви.
Где поставить дом?
Но мало купить дом - нужно ещё иметь землю под строительство. А вот здесь ситуация аховая. Более-менее приемлемые цены на земельные участки - в глухих "медвежьих" углах. Купить землю подешевле в Ханты-Мансийске, Сургуте или той же Нягани почти невозможно. А высокая цена на 10 соток мёрзлого песка не позволяет сделать строительство массовым. Человек обеспеченный выложит за землю от 650 тысяч до полутора миллионов рублей, а вот учитель и врач - вряд ли.
Дальше возникает проблема инженерных сетей. Если вы знаете, как строить свой дом, вам нужно совсем немного: одна труба с холодной трубопроводной водой - и всё. "Септик" ставится достаточно быстро (и проблема канализации решается элементарно). Но и этого "немного" вполне достаточно, чтобы поседеть: из Югорских муниципалитетов только в Югорске эта проблема решается при живейшем участии городской администрации и мэра Раиса Салахова. Во всех остальных местах обустройство инженерных коммуникаций зачастую становится делом доблести и геройства отдельно взятых застройщиков: ну не любят сильно шевелиться муниципальные начальники. Вспоминаются только Югорск, Советский, исторически - Ханты-Мансийск, да небольшой посёлок Приобье, где индивидуальное строительство развивается быстрыми темпами.
В том же Сургуте индивидуально строятся только очень обеспеченные люди. Причина? Их несколько: высокая стоимость земли, высокая стоимость инженерных коммуникаций, нежелание городских властей подключать к решению жилищных проблем самих граждан. Изменится психология городской власти в Югре повсеместно, снизятся цены на землю и обустройство - и индивидуальное строительство будет по-настоящему массовым.