Примерное время чтения: 5 минут
129

Год Ильшат Набиевой

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. АиФ - Югра 15/12/2010

В кабинете у заместителя директора по учебно-воспитательной работе МОУ "СОШ N7" города Нефтеюганск тесно. Тесно от обилия учеников и учителей - каждый ждёт её внимания и уверен, что получит. Хозяйка кабинета - Ильшат Набиева.

Педагог на генном уровне

Ильшат Атыковна 29-ый год стоит у доски, объясняя ученикам числовые неравенства, функции, логарифмы и иные математические премудрости. Она - педагог из потомственных. Ещё её прадед, посланец духовной семинарии, приехал из Средней Азии в Тобольский край просвещать сибирских мусульман. Там и обосновался род будущих учителей. Уже его сын работал заведующим методическим отделом Вагайского РУНО. Мама Ильшат, дяди, их жёны - все педагоги, правда, светских школ, были призваны нести культуру и просвещение сельским ребятишкам. А когда после десятилетки Ильшат встала перед выбором (говорит, было желание поступать в торговый), мама настояла, чтобы дочь пошла в учителя. Из пятерых её детей двое получили педагогическое образование, некоторые внуки тоже закончили педвузы. Вот такая получается династия.

К своему первому уроку и классному часу Ильшат готовилась до пяти утра. Классный час длился, казалось, бесконечно, но семиклассники всё не хотели отпускать интересную молодую красивую учительницу. Ильшат Атыковна вспоминает, что дети были очень непростые. В школу-новостройку они пришли из разных школ, в основном, из интерната, а у неё совсем не было опыта. В течение полугода она "причёсывала" своих подопечных. Читала много литературы, но чаще обращалась к своей интуиции, к сердцу. Дети ведь чувствуют, искренен ли с ними учитель. В то время не было методических пособий, и Ильшат Атыковна разрабатывала их сама. Она поняла, всё, что изучали в институте по методике и психологии, мало помогает в реальной работе. Только собственный поиск и знание предмета позволяли заинтересовать детей и повести их за собой.

Принести мудрость другим

Сегодня Ильшат Атыковна может гордиться достижениями учителей, которым в своё время помогла раскрыться, найти собственную нишу в школе. "Удивительный человек Ильшат Атыковна, - говорит учитель начальных классов Магинур Ахмедчина. - Она никогда не считается с личным временем. К ней не нужно подходить дважды, чтобы получить совет. В дебрях современных образовательных методик порой бывает невозможно сориентироваться. Она же как-то сразу улавливает главное и уже сама обучает других. Её очень легко понять, а, главное, принять её позицию. Это дорогого стоит в педагоге".

Знаковый факт случился недавно в судьбе Набиевой. Однажды, ещё в прошлом веке, она работала в седьмой школе. Потом её пригласили в другое учебное учреждение, но спустя ровно 15 лет она вернулась. Когда уже знакомые ей учителя стали расспрашивать, почему так вышло, она сказала как бы в шутку: "А я уходила, чтобы накопить опыта, познать мудрость, а потом вернуться и поделиться этим с вами". Сказала и задумалась: так ведь это на самом деле и было её истинное желание, только не было времени осознать его в полной мере.

Как бы там ни было, а главный объект образования всё-таки не учитель, а ученик. Интересно, каковы, по мнению Ильшат Набиевой, нынче ученики? "Когда говорят, что сейчас молодёжь плохая, я с этим категорически не согласна, - заявляет педагог. - Ещё когда я работала в школе, где было полторы тысячи учеников, мы специально считали, сколько у нас неуправляемых, действительно трудных детей. Едва десяток набрался. А сегодня эти "трудные" дети работают юристами, нефтяниками, имеют собственный бизнес. Бывший "трудный" ученик моей дочери недавно очень грамотно помог ей разобраться в вопросах ипотеки. Она когда-то отдала немало сил этому юноше. Сейчас, на мой взгляд, дети стали лучше, более лёгкие на подъём. В каждом я вижу прежде всего личность. Пытаюсь понять причину, почему ребёнок ведёт себя иначе, чем предписано". Она умеет снять у ребёнка страх, комплексы, она проникает в его душу, и её искренний интерес, участие позволяют детям раскрыться, оттаять, пойти навстречу. Недавно в школу пришёл мужчина, бывший подопечный Ильшат Атыковны, которому когда-то она помогала выбираться из нехороших ситуаций, получить профессию. А когда умерла его мама (он уже не был учеником школы) Ильшат помогала с похоронами... И вот спустя десять лет, пройдя тюрьму и много чего ещё, этот парень пришёл к ней, чтобы сказать, что теперь у него всё хорошо: семья, ребёнок, работа. И за это он благодарен ей, настоящему педагогу, замечательному человеку.

Досье

Ильшат Набиева родилась в с. Ренчики Вагайского района Тюменской области. В 1980 году переехала в Нефтеюганск. С отличием окончила физико-математический факультет Тобольского Государственного педагогического института. В 2001 году награждена нагрудным знаком "Почётный работник общего образования РФ". В 2003 году удостоена звания "Ветеран труда". Обладатель серии научно-практических и методических трудов, опубликованных в различных образовательных изданиях Югры. Замужем. Воспитала троих детей. Трижды бабушка.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах