Сегодня журналистика претерпевает некие изменения. У современных средств массовой информации (газет, радио и телевидения) появился серьёзный конкурент - Интернет. В этой глобальной сети любой желающий может высказать свою точку зрения, оставить комментарий, выложить видео. Многие называют это современными формами журналистики.
Божественные функционеры
Сургутские журналисты в прямом эфире передачи "За скобками", которую выпускает телекомпания "СургутИнформТВ", попытались ответить на вопрос, что сегодня представляет собой профессия журналиста. Представители ведущих СМИ города во мнениях разошлись практически сразу. Одни придерживались точки зрения, что блогеры и ведущие шоу-программ, безусловно, являются журналистами. И вообще, журналист сегодня - это тот, кто умело торгует информацией. Другие придерживались иной точки зрения. Для них журналист - это человек, который работает над собой, интересен зрителю или читателю как личность, несущая полную ответственность за передаваемую информацию. Он незримо воспитывает людей, опираясь в своей работе на нравственные критерии. Как сказал один из участников программы, "журналист, пытаясь изменить природу человека, в некотором роде выполняет функцию Бога". Было высказано и ещё одно мнение, что журналист сегодня - это модератор, который даёт аудитории возможность самостоятельно оценить происходящее.
И в то же время было отмечено, что сегодня некоторые журналисты, да и вообще СМИ в целом, для того, чтобы больше зарабатывать, не гнушаются провоцировать людей, использовать для обсуждения так называемые темы "ниже пояса". Сургутские "смишники" сошлись во мнении, что в таком случае - это антижурналистика.
Каждому по потребностям?
Чем же должны руководствоваться сегодня журналисты, заполняя информацией эфиры и печатные страницы: своим мнением или потребностями аудитории? Это ещё один вопрос, на который пытались ответить журналисты в студии. Да, сегодня в СМИ много ангажированных материалов, однобоко представляющих информацию. В то же время в нашем обществе всё ещё имеет вес слово журналиста, но он не должен навязывать людям своё мнение. В таком случае, может быть, нужно идти от потребностей аудитории? Но до конца узнать, чего хочет зритель или слушатель, просто невозможно. Выручают опросы. По словам шеф-редактора газеты "Новый город- капитал" Асии Гареевой, на портале "СИА-ПРЕСС" было проведено интерактивное голосование. Выясняли, какие темы больше всего интересуют югорчан. В результате выяснилось, что в первой десятке рейтинга читательских и зрительских предпочтений - скандалы, расследования, чрезвычайные и дорожно-транспортные происшествия. Кроме того, людей интересует, что происходит у них во дворе, социальные проблемы. На третьем месте - блоги экспертов. Конечно, потребности аудитории нужно учитывать при разработке тем, но должны быть и материалы, которые помогают людям разобраться в жизни, полезные и, главное, честные.
Интересен комментарий, который дала участница программы, профессор психологии СурГУ Людмила Шибаева: "Журналист должен изначально занять для себя определённую позицию. Если он представляет себе зрителей и читателей как тупых поглотителей жареных фактов, то он на это и работает. А если умными, тонкими, то он делает совсем иные материалы. Мне интересны последние. Если я вижу только голую фотографию каких-то событий, я выключаю телевизор", - сказала она.
По поводу того, что станет в будущем основным источником информации, мнения участников передачи тоже разделились. Сегодня 17% сургутян считают таковым Интернет, а 80% черпают информацию с "голубого экрана". Интерактивное голосование телезрителей во время передачи показало, что они голосуют за Интернет. Таким образом, мысль о том, что телевидению необходимо интегрироваться в современные мобильные средства, стала своеобразным итогом встречи.