В субботу в Москве прошли две многочисленные акции. Одна из них - на Поклонной горе, была организована сторонниками Путина. Другая – на Болотной площади - его противниками. Очевидно, что митинг на Поклонной горе был своеобразным ответом Чемберлену на декабрьский митинг оппозиции на Сахарова. Так что это митинг вторичный.
Что касается митинга на Болотной, то организаторы акций протеста разогнали эту волну еще 10 и 24 декабря. Теперь им ее надо продолжать. Я уж не говорю потому, что ни одно из их прежних требований не было выполнено, это было очевидно с самого начала, но по другой причине. Дело в том, что все их требования имеют совершенно второстепенное значение. Это обыкновенная политическая работа. В нынешней энергии протеста есть две линии. Одна основная – политические противники Путина, причем это не только организаторы, но и десятки тысяч рядовых участников. Это люди, которые хотят, чтобы Путин ушел.
Другая волна - это формальные требования: честные выборы, Чурова в отставку и так далее. Почему это формально, потому что этих людей совершенно не устраивает победа Путина даже на самых что ни на есть честных выборах. Я не знаю, что считать честными, что считать не честными выборами, но очевидно, что при честном подсчете голосов, Путина выберут. Такая честность категорически не устраивает сторонников честных выборов. Честные выборы, по их мнению, это когда Путина не выберут, а не нечестные, когда выберут. Но у них нет ни сил, ни достаточного количества избирателей, ни каких-то других сил, чтобы сбросить Путина. Поэтому они выражают свой протест. Раскачивают лодку, как сейчас модно говорить, яхту, чтобы посуда побилась.
Думаю, что они еще очень долго будут собирать народ на свои мероприятия. Что им еще делать? Это не какое-то спорадический выплеск негодования, а борьба, у которой есть вполне четкая определенная цель, которая не имеет никакого отношения к результатам выборов 4 декабря или 4 марта. Реальная цель сформулирована достаточно ясно: без Путина. Правда, она упакована в ворох других слов, своеобразный защитный камуфляж: справедливость, честные выборы и т.п. Но, по сути, это требование людей убрать Путина. Убрать его они не могут. Тем не менее, они рассчитывают, и не без оснований, что если дальше будет продолжаться раскол в обществе и их энергетика будет нарастать, а Путину вынуть и положить на стол уже нечего, то власть начнет шататься, скукоживаться. А поскольку убежденных, идейных, фанатичных сторонников у власти просто нет, то есть шанс, что эта власть испуганно подожмет хвостик и слиняет.
Как это может произойти после того, как Путина выберут законным президентом, я не представляю. Как это может выглядеть юридически, политически и технологически? С другой стороны, если такие митинги будут идти постоянно: «Путина в отставку», «честные выборы», Путин то, Путин се, я тоже не понимаю, как ему в такой обстановке руководить страной. Он ведь привык плыть по течению. Привык, что его гладят по шерстке. Что все у него замечательно, и он имеет высочайший рейтинг и так далее и так далее.
Впрочем, возможна и некоторая равнодействующая. Она могла бы выглядеть так, что власть становится все более и более свободной. Все более либеральней. Энергетика этих людей переключается на местные выборы, на выборы в Думу и так далее. Тогда, через следующий избирательный цикл, через шесть лет, в условиях свободной политической системы вполне возможно, что они смогут выдвинуть своего кандидата. Хотя это тоже очень странно, потому что те люди, которые ходят на митинги, кроме нелюбви к Путину не имеют ничего общего. Их объединяет только его фигура. Все это называется «оранжевая революция». То есть когда с помощью голосования сменить власть не удается, то приходится к этому голосованию прибавлять сильное энергетическое давление.
Что, по-моему, в этой истории абсолютнейшая неправда, так это роковая роль США. Ведь хотя для Белого дома Путин и не очень удобная, но все же вполне приемлемая фигура. Хаос в России, стране, напичканной термоядерным оружием, и имеющей постоянное место в совете ООН будет для США катастрофой. Если бы американцы могли надеяться, что к власти придет более или менее демократический, проамериканский политик, например, Касьянов, Рыжков или Немцов, то они бы, наверное, старались бы поддержать такое движение. И то, очень осторожно, потому что американцы никогда не кладут все яйца в одну корзину. Они поддерживают и правительство, и его оппонентов. Ведут себя так, как положено вести себя большой стране. Но поскольку американцы понимают, что в случае падения Путина нет ни единого шанса, что к власти придет проамериканский политик, им эти акции протеста не нужны. Поэтому никакой роли американцев в этом деле нет. Это сказка, выдумка, для того, чтобы пугать образом врага российских граждан.
А вот «Оранжевая революция», по крайней мере, некоторые ее технологии, конечно, присутствуют, но не в смысле силового захвата власти. Этого нет и никто этого не планирует, а в смысле энергетического давления на власть не с помощью честных выборов, а с помощью психологического подавления противника. Эта технология известна. Если у вас голосов маловато, то кричите громче. Вот и все. Все остальное просто бред, который выдумывают наше горе-технологи, чтобы оправдать свое существование.