Примерное время чтения: 4 минуты
382

Этно-оздоровительным стойбищам «Мань ускве» и «Нумсанг ёх» – 20 лет

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. АиФ-Югра 24/09/2014
Анастасия Буякевич / АиФ

Этот год стал юбилейным для двух детских этно-оздоровительных стойбищ – «Мань ускве» («маленький городок») и «Нумсанг ёх» («думающие люди»).

Этностойбище «Мань ускве» расположилось в Берёзовском районе у деревни Ясунт. 20 лет назад оно начиналось с нескольких чумов.

Почти «Зарница»

Чумы и сейчас являются основным жильём для тех, кто решил своё свободное время посвятить изучению традиционной культуры.

За два десятилетия в маленьком городке побывало несколько тысяч человек. Те, кто приезжали в «Мань ускве» ещё детьми, теперь передают свои знания и опыт новому поколению.

«Это наш второй дом» – говорят одни. «Мань ускве» – наша семья» – утверждают другие.

Хотя стойбище называется детским, объединило оно людей разных возрастов. Это не только педагоги. Традиционные носители мансийской и хантыйской культуры – самые желанные гости. Это они помогают детям коренных национальностей, растущим в русскоязычной среде, изучить родные языки, знакомят с народным фольклором и ремёслами.

Привлечение учёных позволило на базе этностойбища проводить историко-ролевые игры-реконструкции. Одна из таких игр создана на основе мифов и легенд и получила название «Время поющих стрел». Её проводят уже не первый год.

«Она чем-то напоминает любимую игру советских школьников «зарницу»,- рассказывает руководитель этностойбища Любовь Стаканова. Но у этой игры другая атрибутика. Это не ХХI век, а IХ, и сражаются воины-игроки не за новые земли, а за мансийскую красавицу.

Участники, разделённые на два племени, решают серьёзные задачи: одни обороняют свой городок, другие атакуют. Побеждает тот, кто сумеет снять большее количество налобных повязок и накладных кос.

«Сейчас дети больше оторваны друг от друга – говорит участница игры Надежда Маслова. – Компьютер, интернет, длинные занятия в школе. А в такой обстановке, как здесь, дети чувствуют коллектив. Это самое важное».

«Я как будто окунулся в то время, когда наши предки жили городищами, не имели ни сотовой связи, ни техники, ни электричества – делится своими впечатлениями ещё один участник, Руслан Богардаев. – Игра доставила много радости и удовольствия. Не смотря на то, что мы проиграли».

Генераторы идей

Если «Мань ускве» – это первый опыт организации детских этностойбищ, то «Нумсанг ёх» – пример того, как можно развить интересную идею в других направлениях.

«Здесь решаются задачи по этновоспитанию в комплексе – считает Советник первого заместителя губернатора Югры Людмила Алферова. – Это и родной язык, и танцы, и песни, и фольклор, и этнография. Этим стойбища и уникальны».

В «Нумсанг ёх» ребёнка учат понимать, кто он, кто рядом с ним и кто он в мире, т. е. в основе концепции три компонента – этнический, межэтнический и общепланетарный. Знакомясь с культурами других, человек учится лучше понимать свою, самого себя и своё место на планете Земля.

«Наша задача – сохранить этническое окружение, этническую принадлежность, а потом уже выходить на другие уровни» – говорит директор стойбища Елена Федотова. 

Примером другого уровня может служить совместный проект с Германией, благодаря которому в Баварском лесу появился чум, наполненный настоящими предметами быта обских угров. Осуществляется обмен делегациями. Это не туристические поездки. Югорчанами и их немецкими сверстниками создаются совместные программы, которые показывают, что можно говорить на разных языках, иметь разные культуры, но делать одно общее дело.

В том, что стойбище существует 15 лет и развивается немалая заслуга самых настоящих этнопедагогов: Ольги Кравченко, Татьяны Молдановой, Марины Кабаковой, Риммы Потпот, Якова Тарлина, Николая Тасьманова. Они – настоящие генераторы идей, а то, что у их проектов есть достойные исполнители, подтверждает жизнь этностойбища.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах