Примерное время чтения: 7 минут
1180

Анна-Ксения Вишневская: спектакль меняется, как ребёнок

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. Аиф-Югра 28/09/2016
Анна-Ксения Вишневская.
Анна-Ксения Вишневская. Из личного архива

Театр обско-угорских народов «Солнце» открывает свой очередной сезон 29 сентября. Художественный руководитель театра Анна-Ксения Вишневская рассказала о подвижной психофизике актёров и о том, что сохраняет целостность города.

Аудитория всегда разная

- Что вас привело в Ханты-Мансийск?

- В 2005 году здесь была организована лаборатория «Профессиональный театр Югры и молодая режиссура». Театральный критик Олег Лоевский пригласил шесть, на его взгляд, интересных режиссёров с целью подъёма театров в Югре. Мы поставили маленькие эпизоды с каждым театром. Я готовила этюд с Нижневартовским театром, но тут вдруг Олег говорит: «Аня, никто не хочет брать театр обско-угорских народов!». Тогда этот театр имел статус профессионального, но ребята ещё учились. Мой первый спектакль был по древнеиндийскому эпосу. Потом я уехала, продолжала работать в Москве, Петербурге, а вернулась только в 2010 году.

- По словам театрального критика Павла Руднева, театр после вашего прихода превратился из песенно-фольклорного в драматический. Так ли это?

- Спасибо ему за такую высокую оценку. Да, это были мои стремления. Действительно, когда я пришла, театр был фольклорный, именно сувенирная направленность. Они представляли округ как фольклорный ансамбль. Многие, кстати, его запомнили ещё таким, поэтому иногда дают неверную оценку. Но удивляются, когда приходят. Ребята не владели сценической речью, приходилось заново проводить обучение. Но по сути режиссёр – это кто? Педагог, организатор, истолкователь. Педагогом я работала в институте, поэтому мне было легко.

- В Ханты-Мансийске ваши спектакли посещают? Кто ваши зрители?

- Сейчас в городе, в основном, высокая заинтересованность родителей. Детские спектакли всегда хорошо продаются. Но, поскольку мы делаем спектакли фестивальные, то они очень интеллектуальные, и аудитория всегда разная. К примеру, сегодня придут студенты, в другой раз - пожилые зрители или семьи. Зрительные залы у нас небольшие, поэтому они всегда полные. Я старюсь смотреть каждый спектакль, потому что он каждый раз меняется, как ребёнок. И я, в первую очередь, наблюдаю за зрителем. Удивляет очень, что город интеллектуальный. В Сургуте совсем другой зритель, в Нижневартовске другой.

Молодёжь не обманешь

- А чем отличается ханты-мансийский зритель от других?

- Наверно, в Ханты-Мансийске очень здорово воспринимают драму и трагедию. Здесь живут, в основном, офисные работники, интеллигенция, студенты, управленцы и их жены с детьми, а вахтовиков, по-моему, вообще нет.

Досье
Анна-Ксения Вишневская родилась 7 сентября в Санкт-Петербурге. Окончила СПбГУП по специальности «режиссёр театра и кино» (мастерская Зиновия Корогодского). Работала актрисой и режиссёром в «Театре поколений». С 2011 года - главный режиссёр театра обско-угорских народов «Солнце», а с 2015 года - художественный руководитель театра. Член Союза театральных деятелей России.

- Здесь сложно работать вахтовым методом, так как цены на жильё и на продукты достаточно высокие. В других городах цены ниже, потому что есть железная дорога.

- Кстати, я вот бы не хотела, чтобы здесь была железная дорога и доступное жильё. Я понимаю, что для предпринимателей здесь ужасные условия. Допустим, аренда вегетарианского кафе стоит 700 рублей квадратный метр. Такие цены могут быть только Москве или Петербурге. Но я не сожалею, что здесь высокие цены и нет железной дороги. Это сохраняет целостность, чистоту и лицо города.

- И всё-таки вы не думаете, что сегодня человек идёт в театр для того, чтобы отдохнуть?

- Я просто думаю, что есть разные театры с разным репертуаром. Я предпочитаю драму, кто-то комедию, а кто-то специализируется на эстраде. Я не вижу увеселительной тенденции в театральном сообществе. Тем более, что современное поколение очень интеллектуально. Сейчас дети растут очень разборчивые, через интернет доступно столько всего, что молодого человека не обмануть. Я преклоняюсь перед сегодняшней молодёжью, потому что вижу, что они реально начитанны. Я была в жюри на Студенческой весне. Ребята придумали чуть ли не сценарий к фильму сродни «Бойцовскому клубу» или «Достучаться до небес». Это был безумный интеллектуальный юмор. Потом я подошла к молодому человеку из ЮГУ Эрнесту Сафиуллину. Он сказал, что два месяца писал сценарий. Удивительно, понимаете.

Работа с душой

- Как вы думаете, режиссёр должен иметь властный характер?

- Нет, не думаю. Он должен иметь авторитет. А авторитет рождается тогда, если тебе честно доверяют. Я точно не тиран, не властный человек. У нас в труппе 22 человека, и мне нужно иметь возможность лично подойти к каждому. Чтобы человек был удовлетворен в своём личностном росте. Ведь может получиться так, что кто-то страдает, потому что плохо развивается. Это художнику легко: смешал один цвет с другим, и они послушные. А здесь ты работаешь с душой. Я помню, мой мастер как-то сказал, что он – коллекционер актёрских душ. Тогда мне казалось, что он постоянно думает обо мне, постоянно обо мне заботится. Постоянно за меня решает мой следующий шаг. Но ведь рядом со мной были и другие ребята.

Сцена из спектакля «Любовная диатриба мужчине в кресле»
Сцена из спектакля «Любовная диатриба мужчине в кресле» Фото: Из личного архива/ Денис Сафонов

- Есть убеждение о том, что стать успешным актером, нужно быть немножко сумасшедшим.

- Не сумасшедшим. Это подвижная психофизика. Когда человек эмоционально очень восприимчивый и может передать эту эмоциональность, заразить ею другого человека. Знаете, есть люди, которые здорово рассказывают анекдоты. Это особая энергетика, подвижная психофизика и умение вызывать интерес у зрителя. Но не в коем случае не сумасшествие. Актёры, наоборот, очень здоровые люди. Они могут сыграть и не сойти с ума.

- Вы часто говорите, что вам нравится драма. В ваших постановках в чём драма коренного жителя?

- Понимаете, есть люди природы, а есть люди, которые ресурсы берут из этой природы. Это бескомпромиссная война, в которой сталкиваются ханты и манси с людьми, которые хотят выкачать ресурсы. Вообще, тем достаточно много, начиная с Казымского восстания 1934 года.

- Почему в городе нет афиш театра обско-угорских народов?

У нас часто недостаточно средств. Мы очень хотим, чтобы город помог нам выделить под рекламу места, потому что за один спектакль мы не зарабатываем таких денег, за которые будет висеть эта афиша.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах