Укладываясь спать, маленькая девочка кладёт рядом с собой куклу, веря, что та защитит её сон. Мальчик играет куклой-солдатиком - и верит, что тот выполняет его команды. Прощаясь с детством, мы оставляем кукол в своём прошлом. Но некоторые из нас берут их во взрослый мир, где те и проживают совсем не кукольную жизнь.
Чудо - в оживлении неживого
Театр кукол в Ханты-Мансийске открывает всего третий сезон. В репертуаре - три спектакля. Да и немудрено - в прошлом сезоне весь театр состоял из трёх человек - режиссёра Артёма Макеева и двух актёров. Но в актёрском семействе сейчас прибавление.
Театр кукол - не Петрушка на ширме. Это смешение кукол, актёров, живописи, графики и даже балета - совершенное уникальное явление. Ханты-Мансийский - позиционирует себя как открытый семейный театр. В репертуаре есть и взрослые спектакли, и драматические... "У самого синего моря", например. Два человека играют его два с половиной часа. Спектакль сумасшедший по сложности: один актёр задействован в пяти ролях.
"Игра в куклы генетически заложена в нас, - улыбается Артём Макеев. - Когда ребёнок играет с куклой - это удивительное явление. Он же не сумасшедший! Он понимает, что играет - но одновременно верит, что кукла живая! И вот это сочетание несочетаемого рождает чудо. Кукольники - особые люди. У них есть детский наив, вера в одухотворённость неживого мира. Ведь чудо театра кукол - в оживлении неживого, только в этом"!
Хорошая кукла похожа на человека. У неё может не открываться рот, не закрываться глаза - но когда она двигается в потоке света, ощущение, что она "мимирует", живёт. Это искусство.
Сам Артём Макеев о своём "погружении" в молодой театральный мир Ханты-Мансийска говорит с лёгким юмором... "Я долго ждал того, что начинается с нуля. Мне не хотелось в театр со шлейфом традиций. Там уже ничего не сделать, гибкости нет. И свой театр я вижу другим. Поэтому я по крохам собираю людей, работаю с ними. И когда актёры видят результат, они понимают, что стоило биться за это"...
Театр - это мощная пахота
Когда в зале гаснет свет и на сцене оживают куклы, за ширмой идёт другой спектакль.
"То, что происходит за ширмой - это безумие! - говорит Артём Макеев. - Там более 50 предметов, с которыми работают актёры. Это потрясающий тренинг на актёрское взаимодействие. На одной кукле работают три человека, и чтобы она шла, смотрела и разговаривала - все должны работать как один. Это невероятно сложно".
Больше месяца актёры только "учатся ходить"... Как маленькие дети, всё заново! Вся человеческая биомеханика переносится на куклу. Вот она согнула ручку, оперлась на неё, присела, пододвинула под себя стул - и села. Множество действий, которые надо выучить только для того, чтобы зритель поверил - кукла просто присела на стул. И возникает иллюзия оживления. Кстати, взрослый зритель более придирчив. Ребёнок не заметит немного "корявое" движение куклы, домыслит и поверит. А у взрослого включено рацио - и малейшая неточность сразу вырывает взрослого из этого, с таким трудом созданного, живого мира.
Актёры, оживляющие кукол, выходят к своему зрителю лишь в конце спектакля на поклон - это кульминация таинства. "Аплодисменты могут быть одинаковыми по громкости, - говорит Артём Макеев, - но вот по качеству звучания абсолютно разные. Мы видим, насколько благодарны зрители, понимаем, что они не просто привели ребёнка на спектакль и поставили галочку в списке своих обязанностей, - а произошло чудо. Ради встречи зрительских и актёрских глаз всё и делается".
Своего театра у театра кукол, так уж получилось, пока нет. Свет на время дал "Театр обско-угорских народов - Солнце", помещение выделил Музей геологии нефти и газа. Художник Михаил Шемякин разработал эскиз театра кукол - но строительство его опять переносится на неопределённый срок. И есть вероятность, что проект театра уйдёт в Казахстан - там, помня о хлебе насущном, про пищу духовную всё же не забывают.
"Театр - миссионерская деятельность, - уверен Артём Макеев. - Раньше говорили: служить на театре. Это именно служение. Мне отец говорил, что есть три профессии, связанные с людьми, на которых лежит огромнейшая ответственность: врач, педагог и актёр. Мы же выходим и говорим. А на это нужно иметь право. А чтобы иметь его - надо этим болеть и быть неравнодушным. Актёрство - это безумный труд! Мощная пахота. По крайней мере, в театре, которому действительно что-то надо".