Помогать – значит изучать
В округ ежегодно приезжают люди из разных регионов и даже стран, и многие из них представляют себе жизнь северных народов анекдотично или экзотично. Не лишены стереотипов и государевы люди, занимающиеся проблемами коренных народов. «Я считаю, что чиновникам, занимающимся вопросами коренных народов округа, очень важно изучать этнографию обских угров, например, на специальных курсах, - считает кандидат исторических наук Татьяна Волдина. - Правильна и целесообразна грантовая поддержка. Например, детский центр-студия хорошо работает. Департамент культуры округа поддерживает творческие коллективы, базирующиеся на фольклоре. Но бывает, что культуру коренных народов представляют все, кому не лень.
А ведь надо различать, для каких целей и как изготавливаются предметы национального искусства. Например, если мастер - скульптор вылепил фигурку медведя (священного животного), он сделал это правильно. Если некий предприимчивый человек называет свою сувенирную продукцию оберегами, амулетами и т.п., он обманывает людей, ведь чтобы вещь стала оберегом, её изготавливают особым образом особые люди в особых условиях. Эти люди знают молитвы и ритуалы. А самозванцы грубо отступают от традиционных канонов». Самое большое недоумение у представителей коренных народов вызывает использование национальных орнаментов без учёта их смысла, попытки вынести на всеобщее обозрение закрытые от посторонних глаз обряды. Только консультации с носителями культуры спасают от ошибок.
«При выполнении эскизов витражей для здания Думы округа первоначально был использован орнамент «глухарки», который в традиционной среде наносят на колыбели, чтобы он охранял сон ребёнка, - рассказывает Татьяна Владимировна. - Я порекомендовала использовать орнамент «Всадника на лошади» - посредника между миром людей и миром верхним. Это больше подходит для политиков и руководителей, мы же не хотим, чтобы они спали…». Такие проблемы не возникали бы вовсе, если бы те, кто по долгу службы сталкивается с чужой культурой, изучал её. Кто-то сказал, что входить в чужую культуру нужно голым, с завязанными глазами. Только тогда она ответит гостеприимством и щедростью. Только тогда можно ощутить трепет ее дыхания, услышать, как бьётся сердце.
Выгода или покой?
Ещё одна тема для размышления – развитие этнотуризма. Задумка хорошая, но… Некоторые экскурсоводы, зная о неинформированности аудитории, говорят, что в городе Ханты-Мансийске хантов и манси просто нет. «Против туризма как такового никто не выступает, мы против нецивилизованных, диких туристов, - говорит председатель Ассамблеи представителей коренных малочисленных народов Севера, писатель Еремей Айпин. – Прежде всего, появление туристов на стойбищах – это серьёзная нагрузка для жителей.
Нужно хорошо продумать детали, учесть все особенности традиционного уклада жизни, чтобы одни люди не мешали другим. Экономическая составляющая важна, но спокойная жизнь – дороже». Еремей Данилович рассказал, как горе-туристы собирают грибы и ягоды на машинах, разрушая ягельники. К тому же, они не желают ходить по специальным тропинкам, забредают туда, куда нельзя, привозят спиртные напитки. Естественно, не все коренные жители хотят пускать их на свои угодья. Развитием этнотуризма правительство пытается поддержать коренное население. Дай Бог, чтобы под лозунгом сохранения традиционных культур не «грели руки» те, кто преследует только свою выгоду.