Перегнула. Порвала.
- О, Боже, что вы творите?
- А что?
- Нужно украшать с верхушки и вниз. Вас что, не учили? Неужели вы дома никогда ёлку не ставили? Где вы выросли вообще? В пещере?
- Мы выросли не в пещере, а во время войны…
…Не нужно говорить, что война топчет, ломает, гнёт, как проволоку,всё на своём пути. Это и так ясно. И вне зависимости,какая война: Отечественная или, как в фильме «Дети Сараево», - боснийская. Фильм о последствиях ожесточённого конфликта, перелопатившего жизни сирот Рахимы и Недима, героев собирательных, потому что таких детей, оставшихся без родителей, всегда много, будь это небольшая вооружённая неразбериха, будь это тотальная война.
Два «атома» одной «молекулы»
Война? Ушла… Дети того вооружённого Сараево - уже не дети. Сейчас есть спокойная жизнь. Без взрывов, но с воспоминаниями, следствиями, полученными выводами. Брат и сестра живут каждый своей жизнью. Они живут вместе, но, тем не менее, каждый живёт своей. У Рахимыдень – это сплошные заботы о болеющем сахарным диабетом Недиме, работа на малое пособие, помощь соседям, готовка «на чужого дядю» в ресторане. Круговорот дня в проблемах, лишениях, записях в долг в магазине перекликается с жизнью брата, с его этапом трудного возраста – драк в школе с задиристым богатым одноклассником, расплатой за разбитый«айфон».
Кино – зарисовка, трагедия, явь
Фильм– бытовая зарисовка. Фильм-очерковая реальность. Полнометражка, «наполненная» действительностью без прикрас, без занавесов и меланхоличной музыки, хотя сильная классическая музыка играет только в финале кинокартины,буквально бьёт зрителя по щеке неожиданностью и проникновенностью.
Фильм - драма, разыгранная в реальности. Драма, «приправленная» документальными сценами обстрелянного автобуса, бегущих по опасной боснийской улице людей, девочки в окопе, строящей песочные пряники.Кажется, что кинолента снята любительской камерой. Нодело не в смысле профессионального качества кадра, а в том, что всё - «без киношной патетики», слишком реально: сцены со спины, наступления буквально на пятки, повсюду следование камеры за героиней…
Возможно, это нужно было для достижения цели – получение достоверности, а с пространственной широтой кадра фильм напоминал бы переработанную драму-сказку с образной панорамой, хотя здесь необходимо раскрытие сути действительности с прожаркой мяса на ресторанной кухне и ходьбы по тёмным улицам – шаг в шаг.
Фильм - контраст терпимого существования Рахимы и Недимаи блатного «масло-сыро-катания» хозяина ресторана и господина Мелича. Антитеза сиротской бедности и достатка «правящих» мира сего.
«Главная героиня, с точки зрения которой рассказывается история, – микрокосмос всех вышеперечисленных контрастов, - говорит Айда Бегич - режиссёр этой кинокартины, или, если угодно, кинотрагедии».
- Нет, я понимаю, когда человек старается понять смысл жизни?.. Я тоже верую, но покрывать голову…
- Слишком радикально?
- Не радикально, но как-то…
- Бессмысленно, да?
- И не бессмысленно, не знаю я, как объяснить правильно…
Отличается кинокартина заурядной диалоговой речью. Напыщенные фразы, из которых сочится смысл жизни, афористичные высказывания – этого в ней нет.Она необычна. С прямым взглядом на жизнь. Недаром эту «оптическую особенность» взгляда оценили на Каннском кинофестивале - фильм получил специальное почётное упоминание жюри программы «Особый взгляд».
Смысл? Напряжение? Конфликт? Возможно, всё это прячется в изображении тяжеловесной каждодневной жизни героев. Детей Сараево…