В борьбу за главный приз фестиваля «Золотая тайга» в этом году вступили восемь картин из разных стран, каждая стала открытием для ханты-мансийского зрителя. С тройкой призеров большое жюри определилось сразу. Сложнее было выбрать победителя.
«Нам не пришлось жестко спорить, - признался председатель международного жюри Павел Чухрай. - Картины были очень профессиональными, казалось, их снимали зрелые художники, прожившие долгую насыщенную жизнь. Но несогласия были, поэтому к итоговому решению мы пришли только голосованием».
Второй голос
Интрига в том, что впервые в истории кинофестиваля судьба первого места решалась правом второго голоса, и апеллировал к этому праву Павел Чухрай. В итоге победу и главный приз «Золотая тайга» завоевал фильм «Алмазный остров» производства сразу пяти стран - Франции, Камбоджи, Германии, Катара и Таиланда. Это полная нежности и юмора история взросления камбоджийского подростка Бора, который приехал из родной деревни на строительство вынесенного в название элитного района Пномпеня.
«Это был первый показ в России, и нас чудесно приняли, - порадовалась продюсер киноленты Катя Хазак. - Очень тронула публика, которая приходила каждый день, смотрела все фильмы и активно их обсуждала. Для нас победа стала полной неожиданностью!»
«Серебряная тайга» отправилась в Польшу. Ее обладателем стал польский режиссер Ян Матушиньский за ленту «Последняя семья», рассказывающую о реальной истории известного в Польше сюрреалиста Здзислава Бексиньского.
Замкнул победную тройку фильм «В последние дни города» (Египет, Германия, Великобритания и ОАЭ) режиссера Тамера Эль-Саида - ему досталась «Бронзовая тайга».
Якутское чудо
Программа же российских дебютов не обошлась без горячих споров. Режиссерский триумвират (Андрей Кравчук, Михаил Брашинский и Юрий Быков) открыто провозгласил работы отечественных постановщиков бесхарактерными.
«Я разочарован, - сделал вывод Михаил Брашинский. - Ведь это дебютные фильмы. В них нужно рисковать, можно хамить и дерзить, раскрывать свои взгляд на жизнь. А молодые режиссеры не проявили никакой смелости. Они так хотели сделать все правильно, что забыли вложить в свои фильмы хоть толику страсти».
И все же столь резкую оценку получили отнюдь не все картины. На общем фоне значительно выделились работы якутских режиссеров: Костаса Марсана («Мой убийца») и Ильи Портнягина и Валентина Макарова («Кэрэл. Невидимая красота»). Оба фильма вышли в прокат одновременно с началом фестиваля. «Убийца» прогремел на страну, «Кэрэл» только на свой родной край - Республику Саха.
В этом смысле якутские кинематографисты - явление нетипичное. Выход на большой экран для молодых российских режиссеров обычно затруднителен - «прокатчики» не готовы продвигать их фильмы в кинотеатрах.
Организаторы фестиваля пообещали, что на Дух огня-2018 году пригласят дистрибьюторов, работающих с пока неизвестными авторами кино. Именно с помощью таких компаний путь к зрителям нашли якутские режиссеры.
«У нас получилась очень разная Якутия, - признался режиссер-дебютант Костас Мармсан. - В нашем фильме она мрачная, теневая, ночная. А у Валентина она яркая, солнечная, веселая. Такой вот контраст».
Итогом конкурса российских дебютов стала победа детективного фильм «Мой убийца». А вот солнечная «Кэрэл» взяла приз зрительских симпатий.
Итак, фильмы отсмотрены, мнения выслушаны, призы розданы. Эти несколько дней погрузили окружную столицу в кинематографическое чудо, повторения которого мы будем ждать уже в следующем году.