Всё по-честному
Елена Лавринчук, выпускница Ханты-Мансийского института декоративно-прикладного искусства, вошла в двадцатку лучших художников по керамике в мире по результатам 11-го международного конкурса дизайна керамики Mino Japan, который считается самой главной площадкой в мире по оценке керамического искусства, ведь Япония - признанная столица керамики.
«Это один из немногих бесплатных конкурсов, для меня это очень важно, - значит, он честный. В нем участвуют все, в том числе самые именитые опытные художники. Соревноваться с ними - большая честь. В Японии лучшая керамика в мире, семьи веками хранят секреты изготовления керамики, получения оттенков глазури. В своей работе я представила результаты опытов с обжигом глазури, в зависимости от химического состава, температуры, времени обжига можно получить совершенно разные эффекты и цвета на керамическом изделии. Исследованиями в этом направлении мы занимаемся вместе с супругом Алексеем», - объясняет Елена Лавринчук.
На суд жюри югорчанка представила свою дипломную работу «Плен души. С широко закрытыми глазами». Она представляет собой скульптурные головы, покрытые разной глазурью. Из трех фотографий эксперты с мировыми именами отобрали одну. «Я безумно обрадовалась, когда пришли документы для оформления посылки. Конечно, страшно было посылать почтой свою работу, боялась, что до Японии дойдут только черепки. Но всё получилось, моя скульптура сейчас на выставке в городе Мино. А на днях мне пришел каталог с лучшими работами, где мой проект - под номером 19».
Примечательно, что дипломная работа Елены, оцененная на международном уровне, на защите в институте в 2015 году получила оценку «четыре», как поясняет девушка - из-за опечатки в информационной записке.
Всего в 2017 году на Международный конкурс дизайна керамики Mino Japan было подано около 2,5 тысяч заявок, из которых жюри отобрало 157 работ.
Тайна древних художников Югры
О своей победе Елена Лавринчук скромно умолчала, об этом стало известно совершенно случайно. Они с супругом вообще люди не публичные. Никто не знает, например, что Алексей и Елена работали в составе творческой группы над скульптурами купидонов и русалочки, которые украшают мост в парке им. Бориса Лосева. А в прошлом году Елена выиграла грант правительства Югры на реализацию удивительного проекта - она перевела в скульптуры рисунки, которые нанесли на сарматские зеркала древние художники, жившие на территории нашего округа 2000 лет назад. Эти артефакты хранятся в Музее Природы и Человека, их история уникальна и таинственна.
Круглые бронзовые отполированные пластины - сарматы кочевые племена раннего железного века использовали как зеркала и знаки отличия. Попав в Сибирь, зеркала обрели особую ценность.
«У сибирских племен не было возможности, как например, у жителей Урала, заниматься наскальной живописью. Поэтому зеркала оказались удачными полотнами. Рисунки, в основном композиции многоликих существ, некоторые из них сочетают образы людей и животных, наносились тончайшими резцами. Первые зеркала передали в музей сотрудники НКВД в 30-х годах, сейчас такие находки наши археологи делают почти каждый год. Это единственное свидетельство изобразительного искусства древнего населения Югры. Елена сумела отлить эти изображения в металле. Это позволило посетителям увидеть в объеме рисунок, еле заметный невооруженному глазу, и представить, как это могло быть в жизни. Скульптуры выполнены максимально бережно по отношению к артефакту, к замыслу древнего автора. Можно сказать, что Елена встала в один ряд с древними художниками, продолжив их дело спустя 2000 лет», - считает археолог, заместитель директора по научной работе Музея Природы и Человека Оксана Белогай.
Сама Елена Лавринчук признается - металл покорялся ей непросто. Чтобы воссоздать рисунки в объеме, она сначала перерисовала семь фигур с одного зеркала в большем размере, не упустив ни одного штриха, ведь каждый может иметь свой смысл, потом сделала каркасы из проволоки, покрыла их пластилином, и изготовила восковые формы для отливки. По всей стране художница искала подходящую литейную мастерскую, нашла в Ростове. А когда получила отлитые черновые скульптуры, впервые взялась за болгарку. Грубым мужским инструментом хрупкая девушка провела ювелирную работу - месяц шлифовала будущие шедевры.
«Самым интересным процессом было патинирование - создание цветной пленки на скульптурах, чтобы передать ощущение архаичного объекта. Нашла рецепты создание патины в Интернете, приобрела химические реагенты, и начались опыты», - рассказывает Елена.
На грант художница смогла изготовить семь уникальных скульптур. И так увлеклась, что решила на собственные средства воссоздать композицию с еще одного зеркала, сейчас скульптуры практически готовы. Художник надеется, что её работы, в которых запечатлена великая тайна древней Югры, заинтересуют потенциальных меценатов.
Точка зрения
Оксана Белогай, археолог, заместитель директора по научной работе музея Природы и Человека:
Авторы рисунков на сарматских зеркалах - это носители кулайской культуры, существовавшей 2000 лет назад. Артефакты, характеризующие эту культуру - керамика, орудия, металлопластика - находят от Алтая до Севера Западной Сибири, от границы с Уралом до Красноярского края. Нельзя утверждать, что обские угры - потомки тех племен, но однозначно, что часть носителей кулайской культуры являются фундаментом, на котором росла общность угров.
сарматские зеркала с рисунками на севере Западной Сибири находят практически ежегодно. Есть вероятность, что некоторые рисунки на зеркалах, обнаруженных в разных местах за последнее время, сделаны одной рукой. Одна и та же композиция, один и тот же стиль. Сейчас накоплена большая база по зеркалам. В фондах музея хранится около 40 зеркал, лишь треть из них детально изучены. Эти артефакты ещё ждет большое исследование. В будущем мы планируем провести иконографическую экспертизу, после чего будет понятно, сколько человек создавали эти рисунки.