Примерное время чтения: 4 минуты
258

Разноцветная нефть и сумки из рогоза. Какие уникальные сувениры есть в Югре

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32. АиФ-Югра 09/08/2023
«Сури» использует для вышивки  узоры обских угров.
«Сури» использует для вышивки узоры обских угров. Центр социальных медиа Югры

Что приходит на ум при словах «сувенир из Югры»? Магниты, мини-мамонты из меха, бисерные украшения, куклы акань, фигурки в национальной одежде (иногда почему-то с чукотскими лицами). Это наши привычные бренды. Они хорошо раскупаются, но, может быть, гости хотят видеть на наших прилавках ещё что-то? Корреспондент ugra.aif.ru расспросила мастеров и туристов, чего на прилавках не хватает.

Чем взорвать рынок?

«Мы думаем, что нефть, олени, чумы – наша югорская уникальность, но заядлых туристов этим не удивить, – считает Екатерина Тайлакова из Сургута. – Олени есть на Ямале, там же раньше нас освоили и мамонтов как бренд. Нефть – в Башкирии, Татарстане. Орнаменты ханты и манси сходны с орнаментами соседей. Морошка, княженика – «визитки» Русского Севера. Вот сосьвинскую селёдку попробуй где найди, но водится она на краю Югры, и её слабо продвигают. Туристы с речных круизов берут колбочки с нефтью, магниты с лисом «как у вас на гербе города». Популярны мармелад с ягелем (специфического вкуса), вязаные гетры «от бабушки с Агана» (без этикеток, поясняющих смысл орнаментов). Спрашивают и кисы, но летом их не продают, да и цена высокая – от 20 тыс. руб. за пару».

Екатерина возглавляет «Обскую кузницу», где желающим помогают сковать гвоздь или подкову, рассказывают об истории кузнечного дела. А её креативное агентство «Куй» объединяет многих мастеров Югры, помогая создавать интересную продукцию и продвигать её на рынке.

«Из путешествий люблю привозить что-то уникальное. Но зачем мне лапти и свистулька, я на них в музее посмотрю! Хочу, чтобы вещь вписалась в мою жизнь. Гостям в подарок тоже подбираю интересное: варенье из шишек, чашку с тостом на хантыйском. Вот бы наши умельцы придумали товары, чтоб взорвать рынок, как корейцы и японцы», – мечтает педагог из Ханты-Мансийска Яна Соболева. 

Хотим современное

Художница из Урая Лариса Шестакова изучает старинные технологии обских угров по плетению циновок из рогоза. Мастерица совместила их с современными формами, и родилась коллекция экосумок «Сатта»: шопперы, кросс-боди...

Команда бренда «Кохта» украшает предметы интерьера и аксессуары росписями в традициях русских старожилов, мастера занялись ткачеством. В льняной сумке-тоуте не узнать «половичок» – он словно с подиума, с современной фурнитурой и вышивкой.

На основе традиционной вышивки и праздничной одежды обских угров создан бренд одежды «Сури» – триумфатор всероссийских и международных выставок, популярный у югорских модниц.

В отличие от прочих нефтяных регионов, в Югре сумели увидеть в нефти не тёмную маслянистую жижу, а многоцветные нерукотворные узоры. Сотрудники Музея геологии, нефти и газа произвели макросъёмку капель нефти при разной температуре и в разных спектрах. В сотрудничестве с Центром ремёсел Югры возник бренд «Нокка-дизайн»: творчески интерпретированные снимки соединили с национальными художественными традициями. Принты и коллекции одежды от «Нокки» высоко оценены на Российской креативной неделе и других престижных выставках.

Эти бренды и коллекции созданы во взаимодействии с Центром
ремёсел и при его искусствоведческой и научной поддержке. «Учим авторов работать с локальными кодами и историческим наследием, выходить на коммерческую деятельность, – рассказывает искусствовед, член Союза дизайнеров Росси Ксения Илауски. – На очереди флора, фауна, камни Приполярного Урала – мы ещё увидим вдохновлённые ими дизайнерские коллекции».

Использовать локальные коды и энергию творчества для получения дохода – актуальная повестка. По данным АСИ, доля креативных индустрий в ВВП России – 4,9%, а в валовом региональном продукте Югры – только 2,1%. Цифры надеются увеличить вдвое к 2030 году в ходе реализации Концепции развития креативных индустрий Югры.

Как этого добиться? «Собрать полную картину турпредложений и брендов Югры, чтобы понимать, над чем работать. И создать наконец экспертный совет по анализу сувенирной продукции», – предлагает Екатерина Тайлакова. «Нужны шоурумы с продукцией креативных брендов в достаточном ассортименте. Шаги в этом направлении уже делают арт-резиденции, музеи, центр ремёсел, – говорит Ксения Илауски. – Также необходим анализ эффективности мер господдержки. Проект не должен завершаться, как только «съеден» грант. Получив помощь на старте, пусть бренд развивается и приносит пользу региону».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах