Примерное время чтения: 5 минут
896

Звуки предков: и хомус, и дудук. Этническая музыка в Югре – актуальна

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48. АиФ-Югра 29/11/2017
Юрий Семенков / Из личного архива

Музыкальная медитация

«Это концерт, погружающий в состояние внутреннего покоя и тишины», - говорит один из его участников Антон Панькин из Омска. Он поет и играет также в группе SpieleBand, которая известна тем, что музыканты исполняют разную этническую музыку, сами пишут слова и музыку. «Интерес к народным инструментам и этническим концертам не иссякает, - считает Антон. - В век высоких технологий люди могут слушать любую музыку, она стала доступнее. Это актуально в связи с интересом к культуре и истории, особенно в больших городах, где люди обращаются к ценностям своих предков. Эта музыка звучит эмоциональнее, ведь она прошла проверку столетиями: в ней - вечные ценности, такие как любовь и свобода, это очень глубокие переживания».

Этнические инструменты дошли до нас сквозь века, столетиями люди слушали их звучание. Современные музыканты называют эти звуки архаичными. К примеру, бубен. Изготавливался обычно из кожи оленя, марала или лося, обод и рукоять из дерева - березы, в основном, - указано в «Историко-этнографическом атласе Сибири». В разных регионах он имел свою форму, размер и украшения. Помимо культового и сакрального значения, бубен «отражал художественную культуру того народа, у которого он бытовал». Сибирских народов множество: ханты и манси, якуты, хакасы, алтайцы, тувинцы, буряты, шорцы, саамы, эвенки, кеты, энцы, ненцы, нанайцы, нганасаны, эскимосы, чукчи и другие – все имели свои особенности в изготовлении бубнов, визуально они тоже сильно различались по форме, дополнительным атрибутам и рисунку. Секреты мастерства передавались от отца к сыну, от деда к внуку. Сейчас картина иная: бубны готовят на заказ и для мастеров - это бизнес. Но уважение и почитание бубна сохранилось и по сей день.

Ученые называют уникальным явление, когда элементы постепенно исчезающей культуры «малых народов» начинают очень заметно влиять и активно проникать в культуру более «развитую» и распространенную. Носителями культуры, к примеру, обских угров, могут быть не только ханты и манси, но и местные жители, в том числе русские.

Фото: Из личного архива Юрия Семенкова

Традиции сближают

В истории округа известны случаи, когда самые разные люди берут на себя «миссию» сохранения традиций, языка и культуры ханты и манси, если те оказываются под угрозой исчезновения. Одна из таких «хранительниц» жила и работала учителем в деревне Вата - Тамара Великородова, которая проделала огромную работу для сохранения культуры ваховских ханты и привлекла к этому делу своего сына. «Известно, что ваховские ханты в той деревне к началу 2000-х годов уже утратили свои традиции, и носителем культуры был человек русский, который для местного краеведческого музея изготовил предметы быта традиционной культуры ханты, - рассказала ведущий научный сотрудник Обско-угорского института прикладных исследований и разработок Татьяна Волдина. Но самая известная, пожалуй, в этом смысле история в округе - преподавателя музыкальной школы, заслуженного деятеля культуры Югры Дмитрия Агеева, он жил когда-то в селе Шеркалы и позднее - в Саранпауле. «Он смог записать национальные мелодии ханты и манси, изучил народные музыкальные инструменты и манеру игры и стал единственным носителем музыкальной традиции обских угров. И, благодаря ему, она была восстановлена. Сейчас многие современные известные музыканты из Югры - его ученики. Изданы пособия по обучению музыке, люди в фольклорных ансамблях играют, благодаря тому, что смог сделать этот человек. Он создал и ансамбль-лауреат многих премий «Оленьими тропами» из Саранпауля», - вспоминает Татьяна Волдина.

Еще пример. «С декабря 1998 года записи хантыйского фольклора велись в музее (Музейно-выставочный центр, - прим. авт.) Лангепаса историком Андреем Дробышевым. Его информантом была Евдокия Белкина, русская, но владеющая хантыйским языком. Бытовые сказки, сказки о животных, о духах ей рассказывал ее отец, некоторые она слышала от ханты в Югане и на Агане», - говорит Татьяна Владимировна. Благодаря именно этим людям и многим другим, кто сегодня сохраняет и передает фольклор, музыку и обряды обских угров, эта уникальная культура живет на страницах книг и в концертных залах. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах