Примерное время чтения: 3 минуты
1002

Как возродить культуру малых народов России?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 42. АиФ-Югра 15/10/2014
Руслан Богордаев / Из личного архива

Как сохранить культуру малых народов России размышляли учёные и представители малых народов Сибири и Дальнего Востока на этнофестивале «Северное сияние» в Ханты-Мансийске.

«Ня» – настоящие люди

В мире всего 718 нганасанов. «Мы называем себя народом «ня», что означает «настоящие люди», – рассказывает зам. директора «Информационного методического центра» Красноярского края Светлана Жовницкая, – Более 1000 лет мои предки жили и охотились на полуострове Таймыр. К 1980 г. мы перестали заниматься оленеводством и вести традиционный образ жизни. Исчезли наши шаманы, а с ними – культурное наследие. У «ня» была только разговорная речь. Она очень богата. Только для определения оленя свыше 30 понятий. Выбор зависит от его возраста, здоровья, принадлежности к кому-либо роду, от того, куда он направляется… Чтобы спасти язык я создала нганасанскую азбуку. Её изучают в национальных школах. Мы ездим по дальним посёлкам, записываем на диктофоны голоса носителей языка. Не хотим, чтобы другие народы повторяли наши ошибки и нашу судьбу».

У теленгитов из Алтайского края те же проблемы. «Наша культура построена на запоминании фольклорных произведений слово в слово. Изменять или добавлять что-то от себя категорически нельзя. Длина каждого эпоса – 5000-7000 строк, – рассказывает руководитель центра «Эр Самыр» Артём Пикин. – 10 лет назад мы возродили конкурс чтецов эпоса. В первом участвовали одни старики. Сейчас в основном молодёжь. Число участников конкурса выросло с 60 до 300. Мы заметили, что даже статус людей, знающих свою культуру, в поселениях растёт».

«Под старину»

На дворе XXI век. Появился так называемый фолк – песни и наряды, стилизованные «под старину», навеянные этническими мотивами. Участники фестиваля считают, что это очень плохо. Уже молодёжь ханты в угоду модным веяниям носит одежду с искажёнными узорами. «Всё имеет свой сакральный смысл: цвет, материал, длина. Но стало нормой, когда в театральных постановках о северных народах артисты надевают «костюмы для туристов». «Национальное» платье девушки манси может не прикрывать колен! – Возмущается активист «Молодёжной организации обско-угорских народов» Руслан Богордаев. – Эти веяния приходят уже в национальные деревни! Как-то встретил парня с огромным символом медведя на рубахе. Спрашиваю: «Это что»? – А он мне: «Красиво!». Надо чётко различать, где мы сохраняем культуру, а где делаем стилизацию».

С Русланом согласна и общественный деятель народа ханты Мария Волдина, «Всё изменилось за последние годы, – вздыхает она. – Ханты стали похожи на манси, манси – на русских, русские – на западных людей. Никто не хочет носить свои одежды и танцевать свои национальные танцы. А ведь в них – душа народа».

Участники этнофорума решили, что надо отходить от понятия «декоративно-прикладное искусство» и переходить к «искусству народному». «Давайте учить детей в художественных школах рисовать настоящие узоры, рассказывая о традициях народов России, а не учить разрисовывать плошки да ложки», – предложил профессор, член комиссии по народному искусству «Союза художников России» Виктор Банников. Что же, возможно Югра станет местом возрождения культуры малых народов России.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах