Рядовых граждан не должно заботить, как содержатся медучреждения, кто приобретает новое оборудование, из каких источников выплачиваются зарплаты врачам и медсестрам. Но термин «одноканальное финансирование» уже стал известен и широким слоям населения. Станет ли наша медицина качественнее – в этом окружные парламентарии, представители профессионального сообщества и общественники разбирались на депутатских слушаниях в Думе Югры.
Были городскими, станут окружными
Принятие федерального закона об обязательном медицинском страховании стало началом поэтапного изменения финансирования учреждений системы здравоохранения страны, напомнила председатель комитета думы Югры по социальной политике Наталья Западнова. В 2011 году изменили порядок расчета тарифа страхового взноса, а граждане смогли свободно выбирать медицинскую организацию. В 2012 году разграничили полномочия органов федеральной и региональной власти в сфере обязательного медстрахования, начали действовать региональные программы. Они повышают материально-технический уровень и помогают привести специалистов и другой персонал. С 1 января 2014 года планируется переход медицинских организаций на одноканальное финансирование, а муниципальные медучреждения переходят в собственность округа.
«Переход на одноканальное финансирование показал ряд проблем. В первую очередь – несоответствие мощностей многих сельских учреждений (коечного фонда, поликлиник, штатной численности персонала) объемам медицинской помощи, – сказал директор департамента здравоохранения Югры Александр Филимонов. – В системе обязательного медицинского страхования средства идут, прежде всего, за пациента. Сложен переход и потому, что далеко не все специалисты медучреждений и управленцы к нему готовы, обладают нужной компетенцией».
Переход на одноканальное финансирование отягощался отсутствием единых подходов в Российской Федерации по тарифообразованию в системе ОМС. Государственные программы медстрахования предусматривали оплату медпомощи по койко-дням и посещениям пациентов, что не совсем соответствует общему духу оплаты за конечный результат, который заложен в основу ОМС.
В муниципальных образованиях, где были учреждения с небольшими объемами медпомощи, прошла реорганизация – их присоединили к более крупным. Для сельских медорганизаций установили специальные тарифы, которые покрывают все затраты независимо от объема оказанной помощи. Более того, для 4 медучреждений, обслуживающих удаленные территории, а также для всех фапов оставили бюджетное финансирование – благодаря чему сохранили доступность медпомощи в удаленных населенных пунктах на переходном этапе.
Дефицит врачей и площадейх
По словам директора департамента, эффективность работы медиков стала выше: пациенты меньше лежат в стационарах, чаще лечатся амбулаторно или на дневном стационаре. Не обошел стороной Александр Вячеславович и вопрос оплаты труда. По его словам, по зарплате врачей в этом году планируется достичь показателя в 79 тыс. рублей, медсестры получают по 46 тыс. рублей, доход младшего медперсонала пока не так высок – 27,3 тыс. рублей при плане 30,4 тыс. рублей.
Члены Сургутской территориальной организации профсоюза работников здравоохранения, обратившиеся с письмом к губернатору Югры Наталье КОМАРОВОЙ и председателю окружной думы Борису ХОХРЯКОВУ напомнили о том, что общий дефицит врачей в регионе – более 40%, средних медработников – более 30%, и это сказывается на доступности медпомощи и качестве услуг. Сургут ширится, развивается, нагрузка на врачей тоже растет, а новые поликлиники не строятся. Актуален и вопрос низкой компенсации аренды жилья для специалистов. Как считают авторы письма, при переходе лечебных учреждений под юрисдикцию округа компенсация приглашенных из других регионов врачей будет составлять 40% от реальной стоимости аренды. А приглашенные по окружной программе и получившие 1,5 миллиона рублей «подъёмных» врачи ещё не успели заработать «северные» надбавки, поэтому не смогут оплачивать жильё и уедут из города.
Профсоюзы предлагают предоставлять служебное жильё, места в детсадах, надбавки при выходе на пенсию специалистам, проработавшим больше 10 лет в одном и том же медучреждении.
В Сургуте – серьёзный дефицит площадей, это подтвердил главный врач клинической городской поликлиники №1 Максим Слепов. Только женская консультация нуждается в 3 тысячах кв. м, нужны и средства на капремонт здания взрослой поликлиники, и на перевод медучреждений из приспособленных помещений.
Как заметила Наталья Западнова, с проблемами нехватки площадей и несоответствия помещений современным требованиям придется столкнуться новому собственнику – округу. «Эти проблемы существуют, это ещё и показатель неэффективной работы муниципальной власти с учреждениями здравоохранения. По данным счётной палаты РФ, средства, которые выделяли на модернизацию учреждений здравоохранения, не сыграли должной роли. Много денег не освоено – это касается и строительства, и лекарственного обеспечения, и многого другого».
Главный врач клинической городской поликлиники №1 Сургута Максим Слепов предлагает провести совещание и разъяснить муниципальным властям и медикам, как будут выделять деньги на капремонты, можно ли организовывать поликлиники на первых этажах строящихся в Сургуте и Нижневартовске зданий.
О своем опыте перехода на одноканальное финансирование рассказывали и руководители других медучреждений округа. Говорили о конкуренции, возникающей между поликлиниками, о соперничестве за пациента, о непростых порой взаимоотношениях лечебных учреждений и экспертов, от проверок которых зависит, в полном ли объеме будет оплачена работа медиков из фонда ОМС. Демонстрировали даже образчик экспертного заключения, написанного типичным «докторским» почерком: даже врачи не смогли разобрать ни слова из адресованных им замечаний.
Свое мнение высказывали и депутаты, представляющие ту или иную территорию, поднимали конкретные проблемы, с которыми сталкивались их избиратели: плановые медосмотры для представителей коренных малочисленных народов Севера, проживающих вне населенных пунктов; сложность прохождения медосмотров в центре профпаталогии; доступность и своевременность получения медпомощи.
Подушевая оплата
Очень часто в выступлениях медиков и чиновников звучали слова: «подушевое финансирование, подушевая медицина». И хотя многие чиновники, в том числе от медицины, говорили о том, что одноканальное финансирование должно улучшить качество медицинских услуг и замотивировать медиков, слово «пациент» почти никто не произносил. Только Всеволод Кольцов, главный врач Ханты-Мансийской клинической больницы восстановительного лечения, говорил о формировании нового отношения к пациентам, о том, что коллектив сплотился вокруг идеи доброжелательного отношения к людям и работает под девизом «Добро пожаловать».
Да, можно приобрести суперсовременное оборудование, создать единую базу данных и электронную очередь в поликлиники. Но если за талоном к стоматологу по-прежнему надо ехать к 6 утра, прием у терапевта компьютер назначит тебе только через 2 недели, при этом во время каждого нового визита приходится заново рассказывать о течении болезни новому специалисту – в чем смысл модернизации? Он проявится лишь в том случае, когда главным критерием работы медиков станет уважительное, доброжелательное и внимательное отношение к людям.