Власти Югры и руководство Российских железных дорог согласовали условия реконструкции вокзалов Сургута и Пыть-Яха. Разговор об этом шёл несколько лет.
Лёд тронулся
Губернатор Югры Наталья Комарова и президент РЖД Олег Белозёров встретились в Сургуте 18 февраля. На этой встрече стороны, наконец, договорились о том, как и когда начнётся работа по обновлению главных железнодорожных ворот Югры. Разговор на эту тему шёл с 2011 года. В 2012 году уже были озвучены суммы, которые требуются на реконструкцию. Так, обновление вокзала в Сургуте оценивалось в 2,134 млрд рублей, а вокзала Пыть-Яха – в 1,282 млрд.
В Сургуте планировалось построить новое здание вокзала, конкорс (распределительный зал между платформами), реконструировать старое здание, высокую платформу и багажное отделение, заменить инженерные сети, построить гостиницу и парковку. Руководство РЖД рассчитывало, что работы равными долями профинансируют железная дорога, правительство региона и частные инвесторы. Однако округ предложил другой вариант – РЖД ведут реконструкцию самостоятельно, а правительство уже после этого компенсирует часть затрат из бюджета. Такую схему стороны и одобрили 18 февраля.
Правда, стоимость и объём работ теперь придётся пересчитать – цены 2012 года уже неактуальны. В первом полугодии 2016 года РЖД выделит деньги на разработку проектов: 45 млн на Сургут и 25 млн на Пыть-Ях. А строительство запланировано на 2017-2018 годы. Предполагается, что обновлённые вокзалы станут полноценными пересадочными узлами, откуда пассажиры, приехавшие в Югру на поезде, смогут уехать в другие города округа. При этом, будут созданы и условия для пассажиров с ограниченными возможностями.
«С открытием новых вокзалов связаны большие ожидания югорчан, которые больше невозможно растягивать во времени, - говорит губернатор Югры Наталья Комарова. - Мы не исключаем, что к двум якорным инвесторам присоединятся и другие бизнес-структуры».
Узкие места
Помимо реконструкции вокзалов, РЖД продолжит развивать направление «Тобольск - Сургут - Коротчаево». Нагрузка на эту ветку постоянно растёт.
«В целом по январю нагрузка на железные дороги в стране снизилась на 2,9%. А здесь погрузка растет, - подтверждает президент РЖД Олег Белозёров. - Сейчас именно тот момент, когда мы должны активно развивать инфраструктуру. Здесь регион, богатый ресурсами, богатый промышленностью, и здесь хорошая наша грузовая база».
С 2012 по 2015 годы на участке от Тобольска до Сургута построили 152 км вторых путей и 7 разъездов. К 2017 году второй путь планировали дотянуть до самого Сургута. В этом случае дорога сможет пропускать до 66 пар поездов в сутки. Единственным «узким» местом может остаться сама станция Сургут, работающая на пределе возможностей. Но чтобы увеличить её пропускную способность, РЖД нужно знать планы грузоотправителей.
«Сейчас мы не можем позволить себе строить «про запас». Необходимо понимание планов наших партнеров, чтобы синхронизировать усилия и достичь взаимного роста, - говорит Олег Белозёров. - Речь может идти о том, что перевозчики гарантируют нам объёмы перевозок, а РЖД развивает под эти объёмы инфраструктуру».
Не забыт и ещё один стратегический проект - строительство железной дороги «Полуночная - Обская». Она должна пройти вдоль восточного склона Уральских гор и связать Транссиб с Северным широтным ходом и морским портом Сабетта. Эта дорога крайне важна для освоения Арктики и труднодоступных районов Приполярного Урала. Имеющейся ветки для этого не хватит.
«Не сегодня-завтра все меры по модернизации дороги Тобольск - Сургут - Коротчаево окажутся тщетными, дорога снова будет перегружена, - считает Наталья Комарова. - И мы как стояли на одной ноге, так и останемся стоять, особенно если будет запущен Северный широтный ход».