Несколько сургутян, купивших электронный билет на поезд до Омска, едва не остались на вокзале при посадке. Проводники наотрез отказались пропускать их в поезд без билетов, которые так и не удалось получить в кассе взамен бланков покупки проездных документов на сайте РЖД.
"Купили бы нормальные..."
"Пройдите к администратору - у нас нет связи с Москвой", - сказала мне кассир сургутского железнодорожного вокзала. До отправления поезда оставалось минут сорок. За это время я рассчитывала обменять в кассе бланк, подтверждающий покупку билета на сайте РЖД, на "обычный" билет. Без этого посадка в поезд невозможна. У окошка администратора - с десяток раздражённых пассажиров. Они, как и я, пока безбилетники, уже минут пятнадцать пытаются получить ответ администратора.
Дальше отсчёт событий ведётся по минутам. Вот администратор собирает бланки у пассажиров и что-то пишет в своих документах. Говорит, что пассажиры могут идти к своему вагону, она сама свяжется с начальником поезда и расскажет о сложившейся ситуации. До отправления поезда остаётся всё меньше и меньше времени. С багажом и без него пассажиры спешат на третий путь, через виадук и... сталкиваются с преградой в виде проводника. Проводники (по крайней мере так было в моём вагоне) решили, что это - самовольный захват, и пропускать безбилетных самозванцев не собирались ни на каких условиях. "Ищите начальника поезда, он - в середине состава (а у меня - 20-й вагон!). Разрешат - посажу. А вообще нечего было такие билеты покупать, купили бы в кассе нормальные", - заявила проводница.
На часах - пять минут до отправления. Не успеем, решили я и мой провожающий. Мужская сила пришлась как раз кстати - буквально врываемся в вагон, где нас встречает второй проводник, более приветливый. Уже через полчаса после отправления поезда я спокойно ехала на своём месте - получив команду, проводники всё-таки приняли бланк в качестве проездного документа. Извинений за потраченные нервы не последовало.
Безбилетники?
На мой пассажирско-журналистский запрос в РЖД отреагировали чрезвычайно спокойно. Как пояснила Анастасия Быкова, пресс-секретарь Сургутского региона обслуживания Свердловской железной дороги - филиала РЖД, в этот день в течение почти часа была временно ограничена продажа билетов на поезда дальнего следования из-за проведения профилактических работ и оформление проездных документов пассажирам, заказавшим их на сайте ОАО "РЖД", не производилось. Почему же, зная о профилактических работах, администрация вокзала заранее не позаботилась о тех, кто воспользовался электронным сервисом? Этот вопрос остался без ответа.
При подобных сбоях многое зависит от администратора билетных касс. В этой ситуации оперативность явно подвела. Наблюдая за действиями администратора, можно было заметить, что нервничал он не меньше самих пассажиров. Хотя должен был оперативно составить акт, который служит основанием для посадки пассажиров без выдачи билета в кассе, и передать его начальнику поезда, а тот - информацию по цепочке всем проводникам. Но время было потеряно. И в итоге проводники моего 20-го вагона, самого последнего в составе, не были в курсе ситуации к моменту отправления поезда. Классика жанра: спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Ведь проводнику гораздо проще связаться со своим начальником или с коллегой по поезду, чем пассажирам бегать от вагона к вагону, да ещё с энным количеством багажа на руках.
Тот факт, что пассажиры могли и вовсе не уехать своим рейсом, не прояви они решительности, в РЖД исключают. Но верится в это с трудом. Факты - вещь упрямая. Возвращаясь в Сургут, я обменяла билет в кассе за несколько дней. Только вот к чему тогда все эти электронные сервисы, если они не экономят моё время, да ещё и нервы портят?
Только паспорт
Подобной ситуации можно было бы избежать, будь на сургутском вокзале киоски самообслуживания или же открыта электронная регистрация проездных билетов через Интернет. Давно опробованная авиакомпаниями, эта услуга стала доступна для пассажиров РЖД только с января этого года, и не для всех маршрутов - только для поездов дальнего следования с нумерацией от 001 до 199. "Услуга предоставляется при посадке пассажира с начальной станции отправления поезда, а с июля - и с посадкой с промежуточных станций в течение четырёх часов следования поезда по маршруту",- рассказала Анастасия Быкова. На конец сентября, в границах СвЖД услугой электронной регистрации воспользовалось почти четыре тысячи пассажиров. Одно "но" - станция Сургут не включена в полигон электронной регистрации, хотя это запланировано. Точные сроки пока не называют. Но не исключено, что уже в ближайшее время сургутяне, купившие электронный билет, смогут проходить на посадку без визита в кассу вокзала, - их данные будут фиксироваться автоматически и для посадки достаточно будет предъявить проводнику только паспорт.