aif.ru counter
286

Наталья Чернущенко: как распознать настоящего учителя и «поднять» школу

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. АиФ-Югра 01/10/2014

«Учитель потерял свой статус, и из воспитателя человека стал обслуживающим персоналом», – считает преподаватель математики Наталья Чернущенко. 

О престиже профессии и ситуации, сложившейся в российской педагогике, мы говорим накануне Всемирного дня учителя.

Без передышки

- Наталья Николаевна, наступил новый учебный год. Вместе с ним – череда образовательных реформ. Их не критикует только ленивый. А вы как к ним относитесь?

- Нам не дают «передохнуть». Над одним поколением устроили нескончаемый эксперимент. Сначала было три класса начальной школы. Ввели четвёртый. Затем в 2003 г. ввели в экспериментальном режиме ЕГЭ. Только приноровились – опять изменения. В 2007-м девятиклассники стали сдавать экзамен по КИМам. Их надо было к этому подготовить. В 2009 г. снова изменили модель экзамена. Но ведь сложно перестроиться с одной модели преподавания на другую! Должно пройти хотя бы несколько лет, а в идеале лет десять, чтобы увидеть, к чему приводят нововведения.

- А в целом уровень образования падает?

- В прошлом году в Рособрнадзоре снизили планку ЕГЭ по математике с 24 баллов до 20. Большая часть выпускников не справляется с тестами. Думаю, причина в кадрах. Страдает подготовка специалистов в вузах. Талантливые выпускники не доходят до школ. Почти все учителя—люди творческие и легко обучаемые. А такие кадры нужны и в других, более престижных отраслях. Много педагогов в налоговой службе, в банковской сфере. Зарплата молодого специалиста в школе очень низка. Почти исчез институт наставничества, когда старший коллега помогал освоиться в профессии.

А ещё школа – это срез общества. Мир стал жёстче. Доброго, разумного и вечного всё меньше. По этому правилу и школа живёт. Часть преподавателей просто зарабатывает на жизнь, а призвания к учительству нет. Я считаю, если не любишь ребёнка – любого, со своим характером и особенностями, то нужно идти мимо школы.

- Но педагог сегодня может заработать?

- Средние зарплаты по округу называются достаточно высокие. Весь секрет в том, что нет, наверное, ни одного учителя, который работал бы на одной ставке. Педагоги вынуждены «брать» много часов, чтобы зарплата позволяла жить. 46 тыс. рублей – средняя зарплата по всем школам. Но это как средняя температура по больнице...

На что уходят силы?

- Многие учителя жалуются на то, что приходится заполнять большое количество бумаг, а это время можно было посвятить детям.

- Большое количество не очень важных бумаг. Чего стоят электронные журналы (помимо обычных)! Их заполнение отнимает уйму времени и сил. Но родителям даже некогда расписаться в дневнике и посмотреть оценки ребёнка. А зачем учителю писать большие образовательные программы? Можно всё написать и ничего не сделать, а можно с детьми поработать, а на бумаге не отразить – времени на это не остаётся. Главное, чтобы были планы уроков.

Фото: АиФ / Эдуард Кудрявицкий

- Одно время считалось, что школа должна только учить, но не воспитывать, мол, это задача родителей.

- Эти понятия сложно разделить. Каждый учитель воспитывает в первую очередь своим примером. Дети видят, как он ведёт себя, о чём и как говорит. Если есть соответствие поступков и слов – это на подсознательном уровне действует на ребёнка, воспитывает его. А если педагог говорит одно, а дети видят другое, то как доверять-то тогда? Влияет на воспитание буквально всё. Всё больше в жизни пошлости и грязи. Всё повернули на денежные отношения. К этому привыкли и дети. Вот что страшно. А ещё страшно, что к учителю и родители, и дети стали относиться без уважения. Раньше здоровались, теперь могут мимо пройти. Не модно стало учиться. Безграмотность ужасает. Возможно, введённое в этом году сочинение позволит хоть как-то наладить живое общение детей с литературой. Ведь написать 350 слов – это пять листов сочинения, для многих нынешних учеников очень тяжело. Привыкли к малым формам, к тестовым ответам – «да» и «нет».

- Что же дальше? Какой должна быть, на ваш взгляд, школа будущего?

- Надо «поднять» школу. Говорить о положительных примерах и результатах. И тогда через поколение, я думаю, пойдут в вузы суперталантливые будущие молодые учителя, повысится образованность, изменится и само общество. Изменить нужно и подход к обучению – он должен быть практико-ориентированным. Только пощупав и попробовав, мы можем запоминать сложные вещи. В школе не важна программа - важен учитель, атмосфера понимания. Положительные эмоции дают 99% позитивного результата. А учитель должен уметь всё, как хороший артист.

А как распознать хорошего учителя?

У кого после урока задерживаются дети – просто поболтать, того и можно назвать настоящим. Есть ещё один критерий. В начальных классах дети угощают конфетками тех, кто им нравится. Вот у кого больше всего конфеток на столе— тот знает, каким должен быть учитель.

Досье:
Наталья ЧЕРНУЩЕНКО родилась в 1967 г. в с. Заплавское Волгоградской обл. в семье педагогов. В 1989 г. окончила Волгоградский Пединститут с красным дипломом. В 1993 г. переехала в Ханты-Мансийск. Работала учителем математики в школу №3. Сейчас – заместитель директора по учебной работе. Преподавательский стаж 25 лет. Почётный работник общего образования РФ. Имеет множество благодарственных писем и почётных грамот, в том числе: Министерства образования России. Замужем, вырастила двоих детей.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах