«Делаю шаг. Останавливаюсь. Тяжело дышу. Делаю ещё шаг. Про себя ругаюсь: что я забыла в Гималаях? Но вдруг, на высоте 8200 метров, передо мной открывается вид на Эверест. Фантастика! И все проблемы, которые были у меня до этого восхождения, остаются внизу. А здесь, на вершине, только космос и я», – рассказывает Екатерина Поздеева.
Она – единственная югорчанка, покорившая Чо-Ойю – шестую по высоте вершину мира.
Гора не отпускала…
– Екатерина, вы весьма неожиданно для всех начали заниматься альпинизмом. Что произошло?
– Если честно, я сама себя взяла на «слабо». Узнала, что ребята из Самары взошли на Эльбрус и скатились с вершины на сноубордах. Сказала, – я не хуже! И поехала покорять Кавказские горы. Правда, спуститься «с ветерком» у меня не получилось. По дороге встретила группу спасателей – они несли американского альпиниста. Тот потерял сознание от «горнячки». Я предложила положить его на свой борд. Так и довезли до базы. А после того восхождения без гор я уже не могла. Дальше были Килиманджаро, Аконкагуа, Монблан, Охос-Дель-Саладо, Чангдзе…
– Подъём на восьмитысячник – большой риск. Неужели не было страшно?
– Было, конечно. Тот же Эверест называют горой мертвецов. С восьмитысячников трупы альпинистов не спускают. Это невозможно в условиях сильнейших перегрузок – там на каждый шаг приходится делать по 20 выдохов и вдохов. Где погиб человек, там и лежит. Но об этом стараешься не думать. Во время последнего восхождения мне пришлось тяжело. Моя варежка застряла в спусковом механизме, и я повисла на 30 метровой ледяной стене. Знала, что моя команда ушла вперёд и вернётся лишь с рассветом, поняв, что со мной что-то не так. Но до утра надо было дожить. Я сказала себе, что ни за что не сдамся и стала раскачиваться, надеясь разблокировать систему. Но было ощущение, что гора меня не отпускает. Я стала молиться. И чудо произошло – вернулся мой напарник, Кирилл. Он буквально зубами выдернул варежку из узла…
– Что-то изменилось в вас после этого восхождения?
– Пожалуй, обрела некое умиротворение в душе. Многие проблемы, на которые я раньше обращала внимание, теперь кажутся такими глупыми – я не хочу тратить на них время.
– Женщине тяжело быть альпинисткой?
– Женщине в горах нельзя быть слабой. Не можешь – сиди дома, у плиты. Тащить тебя никто не станет. Работа в мужском коллективе закалила мой характер. Я знаю, что если ты проявляешь смелость, упорство и настойчивость, то рано или поздно тебя начнут уважать.
О хлебе насущном
– Чтобы взойти на Чо-Ойю вы взяли в банке миллион. Не страшно, будучи пенсионеркой, влезать в финансовую кабалу?
– Пенсия у меня неплохая. И это нормально. Люди, защищающие интересы Родины, не должны беспокоиться о хлебе насущном. Сотрудники правоохранительных органов, которые сейчас уходят на пенсию, отпахали в «лихие 90-е», как говорится, «от» и «до». И всё же, если бы я была одна, возможно, побоялась бы брать кредит. Но я за моим мужем, как за каменной стеной. Мы познакомились, когда мне было 16, а ему 18. В первый же вечер он сказал, что я стану его женой. Так и вышло. Вместе уже 22 года.
– И что сказал муж, когда вы покорили Чо-Ойю?
– Сказал: «Если соберёшься на Эверест, так и быть, продам любимую машину!». Вы знаете, люди часто измеряют счастье деньгами. Но есть деньги, а есть мечта. Разве это можно сопоставить? Мы с мужем понимаем друг друга и это главное.
– В горах важна выносливость. Как готовитесь?
– Ходьба, плавание, велосипед. За полгода до восхождения начинаю тренировки с нагрузками. Кладу в рюкзак две «полторашки» воды, надеваю тяжёлые ботинки и прохожу по 20 км. в день – это один виток вокруг Ханты-Мансийска, порядка трёх часов по времени.
– Люди на «северах» чаще живут в режиме сохранения энергии, да и времени на такие длительные прогулки нет. Как заставить себя двигаться?
– Время не проблема. Проблема в том, что человек слишком себя любит и жалеет. Начните с минимума. Неделю выходите из автобуса на одну остановку раньше и идите до работы пешком. Если холодно – одевайтесь теплей. Скоро заметите, что дышать стало легче. Перестанут мучить головные боли. Через месяц организм будет защищён от простуды. Постепенно увеличивая расстояния, можно держать организм в тонусе и без тренажёрных залов. В каком-то научном журнале прочла, что если каждый день проходить по 5 км, организм будет полностью восстанавливаться после выпитой бутылки пива или выкуренной сигареты.
– Вы живёте без телевизора и компьютера, почему?
– Не хочу получать негативную информацию. Например, изменить ситуацию на Украине я не в силах. Так зачем мне каждый день смотреть на то, что там происходит? Но я могу помочь моей семье. Вообще считаю, что если хочешь что-то изменить – начни с себя, своих детей. Пусть они растут умными, добрыми, здоровыми. Вот на пенсию вышла – появилась возможность с детьми тренироваться и развиваться. Расплачусь с кредитом, глядишь, и на Эверест поднимусь.