МФЦ, электронное правительство, карта электронного гражданина – столько новых понятий пришло в нашу жизнь! И если одни югорчане считают, что это хорошо, другие опасаются нововведений.
Компьютерная тревожность
«Я лучше в очереди отсижу, но лично пообщаюсь со специалистом. Вдруг я что-то не так оформила?», – переживает пенсионерка Анна Василькова из Сургута.
Директор департамента информационных технологий Югры Андрей Бородин подтверждает: некоторые югорчане психологически не готовы пользоваться электронными услугами. «Мы боремся с «компьютерной тревожностью», проводим курсы «Электронный гражданин». Более 60 тысяч югорчан научились пользоваться компьютерами», – рассказывает он. Система электронного правительства развивается стремительно. По планам правительства РФ, уже к следующему году более 1500 госуслуг должны предоставляться в электронном виде. Главная выгода – возможность оформить документы, не выходя из дома. Выполнять любые, даже платёжные операции и не испытывать бюрократических и географических сложностей. На создание этой системы субъекты УрФО потратили почти 660 млн рублей. 213,8 млн из них – расходы Югры, – лидера модернизации. На втором месте по объёму расходов Тюменская область, затем идут Ямал, Свердловская, Челябинская и Курганская области.
Конечно, есть услуги, за которыми нужно идти в офисы к чиновникам, но и здесь уже нет беспросветных очередей – создаются Многофункциональные центры (МФЦ). Правда пока люди и к ним не привыкли. «Узнала в УФМС, что заказать паспорт можно в МФЦ. Пришла, взяла талон в «автомате», через 5 минут объявили мой номер. Девушка помогла заполнить документы. Проблем не было», – рассказывает Елена Бакова из Ханты-Мансийска. В МФЦ работает принцип «одного окна». Например, в Нижневартовском центре в тридцати таких «окнах» предоставляют 164 вида услуг. «Мы добавили услуги государственного Пенсионного фонда, принимаем заявления на материнский капитал. В некоторых муниципалитетах популярна услуга оформления разрешения на охоту», – рассказывает директор МФЦ Югры Александр Сучков. Принимают в МФЦ округа и заявления граждан Украины о предоставлении временного убежища. Их уже 3538. Конечно, не всё так радужно. «С развитием МФЦ сокращение штата в федеральных учреждениях неизбежно», – объясняет Бородин. Таких сотрудников приходится перепрофилировать
Два в одном
Универсальная электронная карта «УЭК» – ещё одна новинка. Это пластиковая карта, которая объединяет в себе идентификационное (заменяет медполис и страховое пенсионное свидетельство) и платёжное средство (здесь идентификационная, банковская карты, электронный кошелёк, электронная подпись и проездной билет). Их выдают россиянам бесплатно по личному заявлению.
В Югре работает 25 пунктов выдачи карт. Принято 7000 заявок, но выдано – чуть более двух тысяч. «Я написала заявление на карту в хантымансийском МФЦ полгода назад. До сих пор не получила, – рассказывает дизайнер Мария Ипатова. – Сперва объясняли, что пенсионный фонд данные не передал, потом было что-то связано с банком. Мне обещали, что через две недели всё утрясётся. Многие не могут карту получить». Что же, система запущена, но её нужно наладить. Для этого без сбоев должны работать все службы.