Бывает так – человек покидает президентский пост, а его решения продолжают влиять на жизнь миллионов людей ещё долгие годы. В 2009 г. президент России Дмитрий Медведев поручил ввести в школьную программу курс «Основы религиозных культур и светской этики».
Управления и департаменты образований всех без исключения субъектов Российской федерации (и Югры - в том числе) за два года подготовили к преподаванию новый учебный курс из шести образовательных модулей.
Новые знания
Новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики» придёт в российские школы 1 сентября 2012 г. Предмет обязательный, преподаваться будет в четвёртых классах. 34 часа в год. 1 час в неделю.
В России – четыре основные религиозные конфессии: православие, ислам, буддизм и иудаизм. К этим четырём направлениям, ставшим основой для четырёх образовательных модулей («основы православной культуры», «основы исламской культуры», «основы буддийской культуры» и «основы иудейской культуры»), добавляются ещё два – «основы мировых религиозных культур» и «основы светской этики». По всем шести направлениям разработаны новые учебники, которые недавно издали. Родители и дети сообща должны будут выбрать один из шести модулей.
Соцопрос:
Какие модули предмета «Основы религиозных культур и светской этики» предпочитают ученики российских школ? Опрошено 480 человек из 9980 учебных заведений.
Модули: | % |
«Основы светской этики» | 42% |
«Основы православной культуры» | 30% |
«Основы мировых религиозных культур» | 18% |
«Основы исламской культуры» | 9% |
«Основы буддийской культуры» | 1% |
«Основы светской этики» | 1% |
Если говорить о самих учебниках, то споры о них ведутся до сих пор. Мнения в профессиональной среде самые разные. В 2009-2010 гг. в академических кругах преобладали достаточно жёсткие оценки. Основные претензии были следующими: учебники носят миссионерский, а не культурологический характер, четвероклассники в силу своего возраста обладают некритичным мышлением и не в состоянии верно оценить те или иные утверждения. Часто звучали предложения преподавать этот курс в старших классах.
Такие споры естественны и совершенно нормальны, если речь идёт о новом курсе, ведь всё нужно учесть и предусмотреть. «Структура учебников однотипна, - рассказывает заместитель директора Департамента образования Администрации Ханты-Мансийска Надежда Кармазина.- Методические подходы одни и те же. Мы предполагаем формировать у детей осознанный выбор нравственного поведения. А это происходит в процессе узнавания разных религиозных традиций и культур. Мы живём в многонациональной России. Мировоззренческое разнообразие общества представлено и в школе».
Вопросы вызывает подход к выбору учебных пособий. Так, например, патриарх Кирилл лично выступил с публичным заявлением и сделал выбор в пользу учебника диакона Андрея Кураева «Основы православной культуры». Напомним, что официально церковь в России отделена от государства, но, несмотря на это, именно личный выбор Патриарха определил выбор учебника по православному модулю, причём - в светской средней школе!
Не закон Божий
Сразу избавим родителей наших четвероклашек от ненужных страхов. Как мы уже говорили выше, церковь в России отделена от государства (и православная, и буддийский храм, и мусульманская мечеть, и иудейская синагога). Образование в стране ведётся по государственным стандартам. Предмет будут вести специально обученные учителя, а не священники разных конфессий.
Новый предмет – это не обучение той или иной вере, а формирование знаний о религиозных и культурных традициях.
Если родители полагают, что их ребёнку не нужно обучаться основам той или иной религиозной культуры – есть альтернатива. Это либо «основы мировых религиозных культур» (к уже перечисленным конфессиям наверняка добавятся конфуцианство, даосизм или синтоизм, а также верования инков, майя и ацтеков), либо «основы светской этики», что даст детям начальные основы нормального светского воспитания.
Югра – светская территория
Крайне интересны результаты социологического опроса, который был проведён Департаментом образования Администрации Ханты-Мансийска в ноябре 2011 г. в школах города. Судя по исследованию, родители, в первую очередь, хотят давать своим детям «Основы светской этики» (479 родителей). Только затем идут «Основы православной культуры» (257 родителей). Затем – «Основы мировых религиозных культур» (199 родителей). «Основы исламской культуры» выбрали 58 родителей. Практически невостребованными остались буддизм и иудаизм. Повторный опрос будет проведён в 2012 г. после родительских собраний, на которых мамам и папам предоставят полную информацию о курсе, и, тем самым, помогут сделать осознанный выбор.
Обозначенный тренд первого года преподавания за оставшееся до сентября время вряд ли изменится. Ханты-Мансийские родители хотят дать своим четвероклашкам хорошее светское, а не религиозное воспитание. Есть серьёзный спрос на знание православия и основ мировых религиозных культур. Есть ярко выраженная потребность и в исламской культуре. А вот «ом мани падме хум» (основная молитва, как «Отче наш») буддизма и иудейский шабат как-то прошли мимо массового родительского сознания. Говорить о результатах президентского эксперимента мы сможем весной 2013-го.
Как не перепутать церковь и школу
Родители, обсуждая преподавание нового курса, время от времени высказывают опасения: не превратится ли светское преподавание в миссионерские беседы. Чиновники от образования считают, что этого не случится: преподавание нацелено на понимание и узнавание, а не на веру. О том, как грамотно разделять светское и церковное, как учить детей уважению к разным религиям и культурам, как добиваться межнационального мира в школах столицы Югры, мы беседуем с заместителем директора Департамента образования Администрации города Ханты-Мансийска Надеждой Кармазиной.
- Надежда Ильинична, как предполагается организовать преподавание нового курса?
- Проводится и будет продолжена разъяснительная работа среди родителей (законных представителей) детей. Изучение религиозных культур и светской этики будет проводиться по свободному выбору родителей (законных представителей). Они напишут заявление. Курс носит светский характер. Преподование осуществляется в соответствии с нормами законодательства РФ. Курс не предполагает изучения каких-то богословских вопросов. В системе ведётся подготовительная работа и среди педагогического состава. Наши учителя пройдут специальную подготовку, которая позволит им преподавать в рамках нового курса. Кроме того, у нас заключены соглашения о сотрудничестве с Ханты-Мансийской епархией Русской православной церкви Московского патриархата и с местной исламской религиозной организацией «Махалля». Цель сотрудничества – методическая помощь и помощь при подготовке преподавательских кадров в виде консультаций.
- Как будет организована подготовка педагогов?
- В два этапа. Подготовка учителей ведётся под эгидой Академии повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования. На первом этапе обучаются преподаватели-тьюторы, которые на втором этапе будут вести подготовку учителей в регионе. Я не думаю, что нашим учителям-гуманитариям будет трудно вести этот новый курс. Дело-то интересное!
- Что хотите получить в результате?
- Нам бы хотелось, чтобы дети умели вести диалог, общаться в многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.