Когда малышу исполняется семь лет, в деревню прилетает вертолёт. Ребёнка отрывают от семьи, от корней, от оленя и увозят в интернат – ведь каждый гражданин России должен получить среднее образование.
Когда абориген получает образование – он забывает своего оленя и не возвращается в родную деревню, к традиционному укладу жизни. У него совсем другие интересы. Плохо это или хорошо? Речь идёт как минимум о сохранении традиционных знаний обских угров.
Проблема обсуждалась в формате «круглого стола» на комиссии Общественной палаты Югры по вопросам коренных малочисленных народов Севера. В разговоре участвовали представители молодёжи, законодательной и исполнительной власти.
Заместитель начальника управления по молодёжной политике департамента образования Антон Тимкин заявил: «Если молодёжь не будет возвращаться к традиционному укладу, к стойбищной жизни, мы потеряем наше богатство – самобытность округа». Антон рассказал о мерах поддержки, которые могут предоставить органы власти, и о возможностях, которые открываются перед молодыми людьми, выбравшими традиционный уклад жизни. Это - субсидии, гранты и микрокредиты для фермеров и предпринимателей, решивших заняться тем же оленеводством.
Шёл разговор о сохранении родных языков, культурном и фольклорном многообразии, традиционных промыслах и ремёслах. Обсуждать эти темы можно бесконечно. Факты неумолимы. Аборигены – оленеводы не могут даже жену себе найти, ведь девушки, узнавшие прелести нашей цивилизации, больше не хотят жить в чуме в тайге, готовить еду и шить одежду. Вот что думают об этом жители деревни Нумто: «Ребята, получившие современное образование, становятся другими. Они не хотят каслать с оленями по тайге, им нужен телефон и телевизор. Пора понять, что мы – другие. У нас своё понимание цивилизации. У нас должно быть право выбора».