Холодно в квартире, отключили воду, из крана с горячей бежит еле тёплая… Мелкие коммунальные проблемы отнимают массу времени и сил. Конечно, мы все умеем возмущаться и требовать. Только от стучания по столу кулаком и топанья ногами пользы мало. Грамотно же отстаивать свои права в отношениях с организациями ЖКХ умеют единицы. На что потребитель имеет право и куда обращаться, если услуги управляющей компании оставляют желать лучшего?
Пересчитайте, пожалуйста
Так на что же потребитель имеет право?
Прежде всего - получать в коммунальные услуги (КУ) надлежащего качества и в необходимых объёмах.
Получать от исполнителя сведения о том, насколько правильно начислена плата за коммунальные услуги; есть задолженность или переплата за коммунальные услуги.
Потребитель может поинтересоваться, на каком основании и правильно ли ему начислили неустойки, штрафы, пени…
Он может требовать от исполнителя:
- проверить качество предоставляемых коммунальных услуг, оформить и предоставить акт проверки и акт об устранении выявленных недостатков.
- уменьшить размер платы за коммунальные услуги, если ему предоставили услуги ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, или если он временно отсутствовал в занимаемом жилом помещении.
- возместить убытки и вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу из-за предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также морального вреда;
- предъявить документы, подтверждающие его личность и наличие полномочий на доступ в жилое (нежилое) помещение потребителя для проведения проверок состояния проборов учета и совершения иных действий, предусмотренных Правилами предоставлении коммунальных услуг и договором управления многоквартирным домом.
Потребитель вправе принимать решение об установке индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета и пользоваться правами, предусмотренными Жилищным кодексом РФ и иным законодательством РФ.
Звоните диспетчеру
Но что делать, если вам не предоставили коммунальные услуги или их качество вас категорически не устраивает?
Первый шаг - обратитесь в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя так сказать, чтобы «зафиксировать факт». Обратиться можно и письменно, и устно, как вам удобнее.
Сотрудник аварийно-диспетчерской службы, который примет у вас заявку, должен сообщить свое имя, фамилию, отчество, регистрационный номер заявки и время ее приема. Если он не знает, по какой причине исполнитель перестал предоставлять услугу или начал предоставлять её в ненадлежащем качестве, он должен назвать дату и время, когда в вашу квартиру придут сотрудники исполнителя и удостоверятся в этом.
Время проведения проверки - не позднее двух часов с момента получения от потребителя сообщения, если, конечно, с потребителем не согласовывали другое время.
После проверки составляется акт, который подписывают потребитель или его представитель и исполнитель (или его представитель).
В этом акте указываются нарушения установленных требований к параметрам качества, время и дата, когда услуги перестали предоставлять, или начали предоставлять ненадлежащего качества.
Исполнитель может ограничить или приостановить предоставление КУ, предварительно уведомив об этом потребителя письменно, если:
- потребитель не полностью оплатил коммунальные услуги - через 30 дней после письменного предупреждения потребителя;
- проводится планово-профилактический ремонт и работы по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения или внутридомовых инженерных систем в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения потребителя.
Уезжаете – пишите заявление
Если потребитель не пользовался коммунальными услугами больше пяти полных календарных дней подряд и в его квартире нет индивидуальных приборов учета, исполнитель должен пересчитать плату за горячее, холодное водоснабжение, водоотведение.
Перерасчет платы за коммунальные услуги по отоплению и газоснабжению на отопление жилых помещений не производится.
Для того, чтобы сделать перерасчёт, потребитель должен до отъезда или в течение 30 дней после возвращения, написать заявление исполнителю.
К нему нужно приложить документы, которые подтвердят, что потребитель определённое время отсутствовал по месту жительства и не пользовался коммунальными услугами (копия командировочного удостоверения (справка), заверенного по месту работы; справка о нахождении на лечении в лечебном учреждении; проездные документы, оформленные на имя потребителя или их копии; счета за проживание в гостинице или их копии и иные документы, установленные правилами предоставления коммунальных услуг).
Куда жаловаться?
В случае нарушения прав при предоставлении коммунальных услуг, любой потребитель может обратиться с письменной жалобой в соответствующие надзорные органы.
- Государственную жилищную инспекцию (контроль за техническим состоянием жилищного фонда и его инженерного оборудования, сооружений и элементов инженерной и социальной инфраструктуры, мест общего пользования; контроль за соблюдением нормативов и режимом обеспечения населения коммунальными услугами);
- Региональную службу по тарифам (контроль за порядком ценообразования и применения тарифов на жилищно-коммунальные услуги);
- Управление социальной защиты населения (вопросы предоставления льгот);
- Органы местного самоуправления (учёт граждан как нуждающихся в жилье, предоставляемом по договорам соцнайма, предоставление малоимущим гражданам по договорам социального найма жилья муниципального фонда, согласование переустройства и перепланировки, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания);
- Управление Роспотребнадзора по ХМАО-Югре;
- прокуратуру;
Проконсультироваться в сфере защиты прав потребителей, составить проекты претензий и исковых заявлений можно в консультационном центре для потребителей «Центр гигиены и эпидемиологии в ХМАО-Югре» на Рознина,72.
Знайте нормы!
- Температура воздуха в жилых помещениях должна быть - не ниже +18 °C (в угловых комнатах - +20 °C).
- Температура горячей воды в точке разбора (из крана) должна быть не менее 60 С. Давление при подаче холодной и горячей воды в точке разбора - не менее 0,03 МПа. Давление газа - от 0,0012 МПа до 0,003 МПа.
Допустимые перерывы, за которые вам не пересчитают плату за коммунальные услуги:
- холодная и горячая вода: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии 24 часа подряд;
- электроснабжение: 2 часа - при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания, 24 часа - при наличии одного источника питания;
- отопление: не более 24 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 16 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +12 °C; не более 8 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +10 °C до +12 °C; не более 4 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +8 °C до +10 °C;
- газоснабжение: - не более 4 часов (суммарно) в течение 1 месяца;
- водоотведение (канализация): допустимая продолжительность перерыва - не более 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно (в том числе при аварии).
Публикация подготовлена при поддержке ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ХМАО-Югре».