Примерное время чтения: 4 минуты
108

Что будет с зимниками… Чего ждать югорчанам от тёплой весны?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9. АиФ-Югра 02/03/2022
Более 2 тысяч километров автозимников в Югре
Более 2 тысяч километров автозимников в Югре Сайт "Северавтодора"

В этом году зима была необычайно мягкой и снежной, да и наступившая весна радует теплом, хотя мороз может ударить даже в апреле, а снег выпасть в мае или начале июня. И всё же, нам бы радоваться теплу, но что будет с зимниками?

Автозимник – связь с миром

По прогнозам синоптиков, март на территории нашего региона будет необычайно тёплым, со средней температурой от минус трёх до минус восьми градусов, а в конце месяца ожидается и вовсе плюсовая температура.

Такая погода негативно отражается на работе зимников и ледовых переправ, а ведь в холодное время года они становятся единственной дорогой, по которой жители небольших отдалённых и труднодоступных населённых пунктов могут добраться до районного центра. В основном такие поселения находятся по берегам рек. В летний период ситуацию спасает навигация, а с конца октября и до конца декабря поселения фактически отрезаны от «цивилизации» – действует только дорогостоящее воздушное сообщение. Поэтому чем холоднее зима и чем быстрее дорожники введут зимники в эксплуатацию, тем быстрее люди получат связь с миром.

Поддерживать зимники в рабочем состоянии сложно, для этого нужна не только современная автотехника, но и опытные кадры.

«Все сотрудники, которые у меня работают, очень ценны для предприятия, уже много лет они со мной, я уверен в их профессионализме», – говорит руководитель субподрядчика «Северавтодора» ООО «Луговское ЛПК» Андрей Киреев.

В обслуживании этой организации более 135 км зимних автодорог от Ханты-Мансийска до Урманного и три ледовых переправы через Обь.

«Тёплая зима – всегда трудная, – говорит Андрей Киреев. – Представляете, что такое по болоту построить дорогу, а в тёплую погоду поддержать её проходимость? Но мы делаем всё возможное».

Автозимники отличаются от обычной автомобильной дороги. Это сезонный путь. Его обустройство – целый технологический процесс. Это не просто пройтись и примять снег. Зимник – объект дорожной инфраструктуры, он тоже строится по проекту. Есть и определённые требования – по скоростному режиму, ширине, грузоподъёмности и так далее. 

По прогнозам синоптиков, март на территории нашего региона будет необычайно тёплым

Как рассказывают дорожники, строительство автозимника начинается во второй половине октября с обследования территории. Затем идёт технологическая проминка болота вездеходной техникой – нужно продавить снежную корку на болотистых участках, это ускоряет процесс промерзания. А затем по болоту проходит тяжёлая гусеничная автотехника для выравнивания покрытия. При формировании устойчивого снежного покрова этой же тяжёлой техникой дорога уплотняется. Это важная процедура, от неё зависит качество проезда.

Обычная ширина зимника – девять метров. По его краям нарезаются снегозащитные полосы, препятствующие заносу дороги снегом, устанавливаются автодорожные знаки.

Готовь сани летом

До 25 декабря автозимники во всей Югре должны быть сделаны, а эксплуатироваться они могут вплоть до 25 апреля, но так бывает не всегда. Видя, что в Югру пришло тепло, губернатор Югры Наталья Комарова на очередном заседании регионального оперштаба дала поручение проверить запасы медикаментов в отдалённых посёлках округа. «Поручаю департаменту здравоохранения ещё раз взвешенно оценить достаточность запаса медикаментов, вакцин, медицинских расходных материалов в больницах, ФАПах, расположенных на труднодоступных территориях. При необходимости восполнить эти запасы и обеспечить безопасную достаточность по названным категориям», – сказала глава региона. Работа уже идёт.

Но жители и сами беспокоятся о своём благополучии. Например, родители Полины Ивановой живут в посёлке Кирпичном Ханты-Мансийского района. В этом году отец попросил девушку закупить для них побольше бытовой химии и лекарств. У матери есть хронические заболевания, они требуют регулярного приёма таблеток. Нужны и продукты. «Период распутицы в этом году начнётся раньше и продолжится дольше, поэтому провизии должно хватить до мая, до начала ледохода. В местных магазинах продукты дороже, поэтому закупаем их в городе», – рассказывает Полина.

Несмотря на климатические аномалии, дороги должны быть безопасными для жителей Югры. Поэтому сейчас проезд по некоторым автозимникам ограничен по грузоподъёмности. Ожидается, что зимники закроют раньше обычного.

Приметы марта

Ханты считают, что если зимой много снега, то год будет урожайным, а рыбы –видимо-невидимо.

Сухой и холодный март – к хлебному достатку.

Шероховатый снег – к хорошему урожаю, гладкий – к плохому.

Быстро тающий снег в конце месяца – к дождливому лету.

Птицы гнёзда вьют с солнечной стороны – к холодному лету.

Справка
В зимнем сезоне 2021–2022 годов в Югре запустили 51 зимнюю автодорогу и 88 ледовых переправ межмуниципального значения общей протяжённостью более чем 2 228 км.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах