Горячие споры разгорелись вокруг окружного «антиводочного» закона: представители бизнеса требуют отменить ограничение продажи, общественность возражает. Меж двух огней оказалась бизнес-омбудсмен Ольга БЕЛОНОЖКИНА – негативное отношение к алкоголю от должностных обязанностей её не освобождает.
Не хлебом единым
Запрет на продажу алкоголя с 20.00 в Югре действует уже почти четыре месяца. И представители бизнеса открыто заявляют о его негативных последствиях. На днях они обратились за поддержкой к уполномоченному по защите прав предпринимателей Ольге Белоножкиной. Предприниматели уверены, что закон не решает проблему алкоголизма, зато вредит развитию малого бизнеса и влечёт за собой тяжёлые социальные последствия.
«Народ начал брать алкоголь про запас, – заявляет президент Торгово-промышленной палаты Нижневартовска Сергей ЗЕМЛЯНКИН. – Теперь в холодильнике всегда есть ящик пива. В этом году оборот алкоголя в Нижневартовске за девять месяцев составил 476 млн. рублей, а в прошлом году было всего 352 млн». Глава Союза предпринимателей Югры Александр КОЛОДИЧ считает, что ограничение прежде всего ударило по законопослушным предпринимателям, дав своеобразный стимул подпольному бизнесу и «зелёный свет» продаже контрафактной продукции. Противники закона отмечают, что из-за него множество продовольственных магазинов вынуждено сократить рабочий день – они закрываются в восемь, ведь основную часть дохода в вечернее время приносил именно алкоголь. А торговать по вечерам хлебом невыгодно.
Пьяная прибыль
Сторонники закона не склонны верить этим доводам. Председатель экспертного совета общественной организации «Работающая молодёжь Сибири» Рустем АЛАКАЕВ убеждён, что, несмотря на уверения оппонентов, потребление алкоголя снизилось – по крайней мере, в Сургуте. «С вводом ограничений число торговых точек, реализующих алкоголь, в городе снизилось с 700 до 400, а объём ежедневного оборота спиртного упал на 3 тысячи литров», – рассказывает он.
«Мощное сопротивление новому закону связано со страхом потерять баснословные прибыли, которые алкомафия выкачивает из карманов спивающегося населения, – заявляет профессор Виктор КРИВОНОГОВ из Красноярска. – Не желая афишировать свои корыстные интересы, она прибегает к подтасовке фактов, демагогии, чтобы дискредитировать любые ограничительные меры. Совет бизнесменам – найдите себе занятие более достойное честного человека, чем истребление своих соотечественников».
Однако Ольга Белоножкина встать на сторону истребляемых соотечественников не сможет. «Я не употребляю алкоголь, и если его не будут продавать, для меня ничего не изменится, – заявляет она. – Но я настаиваю на том, что я как человек и я как должностное лицо – это «две большие разницы». Я не могу не обратить внимание на критику, высказанную бизнес-сообществом, поэтому удивляться тому, что я работаю в этом направлении, не стоит». Однако, по мнению бизнес-омбудсмена, заявлять о правоте той или другой стороны рано – с момента введения ограничения должно пройти не менее полугода. А пока эксперты будут проводить исследования и опросы граждан. В декабре увидим, что получится.