Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, обладая достаточными ресурсами и потенциалом, занимает ведущие места в различных экономических рейтингах. На уровне региона приняты необходимые нормативно-правовые акты, Закон автономного округа о развитии малого и среднего предпринимательства в Югре, целевая программа развития предпринимательства на 2011 – 2013 годы и на период до 2015 года, создан Совет по развитию малого и среднего предпринимательства в Югре, Фонд поддержки предпринимательства Югры, Окружной Бизнес-Инкубатор, Торгово-промышленная палата Югры, Фонд содействия развитию инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства в автономном округе, Фонд микрофинансирования, Технопарк высоких технологий. Проводятся выставки, конкурсы, съезды и другая большая активная работа.
Тем не менее, несмотря на принятые меры, остается значительное количество проблем, которые мешают развиваться бизнесу и общей экономике региона.
С учетом введения системы электронных торгов коррупция и недобросовестная конкуренция никуда не исчезли, они просто перешли в другую плоскость и только усугубились, особенно в сфере строительства.
Еще острее стала проблема ведения бизнеса в сфере ЖКХ, где в силу норм закона управляющая организация обязана заключать договора с муниципальными ресурсоснабжающими компаниями на невыгодных для себя условиях, а судебная практика квалифицирует это как коммерческие риски. В этой сфере необходимо кардинальное изменение всей системы взаимоотношений. При существующей системе взаимоотношений сторон «Администрация – «ресурсник» – управляющая организация – население», в которой управляющие организации выступают бесплатным посредником по коммунальным ресурсам и постоянным ответчиком в судах, никакие инвестиции в эту отрасль никогда не придут. Многие предприятия давно находятся на грани банкротства, а их руководители ищут возможности перехода в другую сферу. Это относится ко многим сферам бизнеса, а не только к ЖКХ.
Практически не осуществляется работа, в части осуществления бизнеса, лицами, отбывающими и отбывшими наказание в местах лишения свободы. Данные лица, являясь отрезанными от свободного мира, даже будучи на свободе, продолжают оставаться в своем криминальном мире с теневой экономикой и готовятся к новым преступлениям. При этом, огромная часть из них обладает значительным потенциалом и готова стать на путь исправления.
Административные барьеры никуда не исчезли, они просто видоизменились. Если в регламенте указано, что документ будет выдан в срок до 30-ти дней, то Вы обязательно его получите на 30-й день, а не раньше, даже если условия позволяют выдать его незамедлительно. В связи с тем, что нормы федерального закона о порядке рассмотрения обращений граждан не распространяются на запросы коммерческих структур, чиновники зачастую игнорируют их и могут вообще не предоставить ответ.
Количество внеплановых проверок и основания, по которым они проводятся, во многих случаях не просто безосновательные, а надуманные и незаконные. Подконтрольные лица не обжалуют их «дабы не было еще хуже». При многократных проверках истребуется один и тот же пакет документов на бумажном носителе, хотя давно необходимо перейти на предоставление документов в электронном виде с заверением цифровой подписью. Практически во всех контрольно-надзорных органах продолжает работать «палочная система», где результативность работы органа и его сотрудников оценивается по количеству проведенных проверок и наложенных сумм штрафов, забывая при этом, что в их обязанности кроме выявления и пресечения правонарушений входит также предупреждение, которым почти никто не занимается. Наложение крупных штрафов не способствует улучшению ситуации, оно дает лишь временное снижение количества выявленных нарушений. Не суровость, а неотвратимость наказания является основополагающим принципом государственной системы понуждения граждан и юридических лиц к правовому поведению. Наличие в Китае смертной казни не победило ни коррупцию, ни другие преступления, поэтому мы не должны повторять этот путь. Наш путь должен быть более цивилизованным. В нем должен соблюдаться баланс интересов всех сторон и создаваться благоприятные условия для развития всех сфер экономики.
Введение должности уполномоченного по защите прав предпринимателей не решит разом все проблемы, однако это существенный шаг вперед в развитии гражданско-правового общества и формировании благоприятной бизнес-среды.
В соответствии с законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 5 апреля 2013 года №35-оз, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре обеспечивает гарантии государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и соблюдения указанных прав органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, их должностными лицами.
Основными задачами Уполномоченного являются:
1) защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;
2) обеспечение соблюдения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности органами государственной власти автономного округа и органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа;
3) содействие развитию общественных институтов, ориентированных на защиту прав субъектов предпринимательской деятельности;
4) взаимодействие с предпринимательским сообществом;
5) участие в формировании и реализации государственной политики в области развития предпринимательской деятельности и защиты прав субъектов предпринимательской деятельности.
Полагаю, что основными направлениями деятельности Уполномоченного является:
1) оказание помощи конкретному заявителю по конкретному делу;
2) выявление реальных причин и условий, ограничивающих развитие бизнеса и внесение в уполномоченные органы предложений по их устранению.
Для реализации вышеуказанных задач предлагаю следующее:
– Оптимизировать систему отчетности, предоставляемой представителями бизнеса в различные органы. Исключить постоянное истребование нотариально заверенных копий учредительных документов. Для проведения проверки достаточным должно быть наличие сканированных и заверенных цифровой подписью документов. Истребование оригиналов или заверенных копий на бумажном носителе должно осуществляться только при выявленных нарушениях. Основным принципом работы должна быть презумпция невиновности. Работа налоговых, антимонопольных и других контрольно-надзорных органов должна быть направлена на защиту интересов бизнеса, а не против него.
– Принятие решений уполномоченными органами о выдаче лицензии или оказании иной государственной услуги должно приниматься в максимально короткие сроки. Не в 30 и 45 дней, а в 10 и 15 дней. Рассмотрение заявления лицензиата, подающего заявление лично, должно рассматриваться в его присутствии незамедлительно, а не в течение 3-х дней. И это реально. Достаточно на уровне субъекта внести изменения в административные регламенты соответствующих Департаментов и Служб автономного округа.
– В критерии оценки работы исполнительных органов власти осуществляющих контрольно-надзорные функции, включить:
1) проведение семинаров, учеб и иной разъяснительной работы с подконтрольными субъектами;
2) проведение анализа причин и условий, способствующих совершению нарушений в контролируемой ими сфере, внесение в уполномоченные органы предложений об их устранении, а также предложений о внесении изменений в Федеральное и региональное законодательство.
– Более широко осуществлять поддержку молодых и начинающих предпринимателей и внедрять систему наставничества в бизнесе, которая должна поощряться властями и принести положительный результат.
– Чиновники и бизнес-сообщество должны понимать друг друга и разговаривать на одном языке, поэтому повышение квалификации государственных и муниципальных служащих, работающих в тесном контакте с бизнесом, должно осуществятся по отдельным программам с экономическим уклоном, равно как и изучение представителями бизнеса основ государственного и муниципального управления.
– В целях совершенствования работы Фонда микрофинансирования и повышения доверия к нему, кредиты суммой до 100 тыс. рублей должны выдаваться в течение одних суток. Справка налогового органа, необходимая для получения данного кредита, должна предоставляться в течение одного часа по обращению заявителя или Фонда. В рамках заключенного соглашения между УФНС и Фондом предусмотреть электронный документооборот, который исключит необходимость предпринимателя обращаться в налоговый орган лично. Небольшой процент, быстрота и удобство получения кредита окажут реальную помощь бизнесу, и позволят вывести из теневого оборота огромные денежные средства.
– Расширить участие предпринимателей в различных отраслях. Особенно в социальной сфере, сфере здравоохранения и сфере ЖКХ. Так, в сфере ЖКХ, управление многоквартирными домами должны осуществлять не только юридические лица, но и индивидуальные предприниматели, что предусмотрено федеральным законодательством, и несколько таких лиц уже работают на территории округа. Широкое введение такой формы при непосредственном способе управления многоквартирным домом позволит составить достойную конкуренцию на данном рынке и как следствие улучшить качество предоставляемых услуг. Предлагаю предпринимателям занять эту нишу, а окружным и муниципальным властям оказать им поддержку.
– Расширить сферу влияния Союзов предпринимателей и Торгово-промышленных палат муниципальных образований. Привлечь в них большее количество членов. Оказать всестороннюю поддержку объединению бизнеса по профессиональному признаку. На данном этапе предприниматели чаще объединяются по национальному и этническому принципу, что с социологической точки зрения правильно, но это не решает проблемы бизнеса. Добровольное объединение бизнеса по профессиональному признаку предполагает принятие Стандартов деятельности и качества, страхование ответственности, формирование компенсационного фонда. Широкое внедрение стандартизации и сертификации ведет к повышению качества товаров и услуг и увеличению их конкурентоспособности, что в условия членства России в ВТО является одним из существенных моментов. Добровольное членство в таких объединениях должно стать своеобразным знаком качества.
- Некоммерческим партнерствам и объединениям бизнеса должна быть предоставлена действенная помощь, в том числе путем безвозмездного предоставления помещения под офис, что существенно снизило бы их расходы.
– Усовершенствовать процедуру торгов и аукционов. В конкурсной документации изначально должна быть указана минимальная цена, ниже которой нельзя опускаться, так как это сразу свидетельствует о невозможности выполнения условий контракта. При выборе победителя наиболее низкая предложенная цена не должна быть основным критерием оценки, основным должно быть качество товара и услуг, а также репутация претендента. Баллы должны начисляться, в том числе, и за добровольное членство в СРО, выполнение условий стандартизации и сертификации.
- Активно внедрять досудебный порядок урегулирования споров, в том числе и в спорах с органами местного самоуправления. Третейские суды и посредники (медиаторы) должны работать. Это должно быть выгодно сторонам. Решения должны быть быстрыми, качественными, справедливыми.
– Ежегодно составлять и обнародовать рейтинг комфортности ведения бизнеса в муниципальных образованиях автономного округа, в который включить разделы о сроках и стоимости подключения к электрическим сетям, тарифах, доступности финансовых ресурсов, наличии квалифицированных кадров, налоговом администрировании, наличии административных барьеров.
В результате реализации вышеуказанных мер, мы сможем существенно улучшить экономический и инвестиционный климат в регионе и повысить рейтинг России в мировом рейтинге стран с наиболее комфортной деловой средой.
Досье
Олег ШИЯН родился в 1970г. в ст. Шевченко (Украина). В 1990 году окончил Омское летно-техническое училище гражданской авиации, в 1999 году окончил Уральский институт коммерции и права, специальность – юрист.
С 1990 года по окончании училища работал в Нижневартовском аэропорту. С 1993 года по 1996 год оперуполномоченный уголовного розыска ОВД г.Ханты-Мансийска и района. С апреля 1998 года по январь 2005 года работал в Управлении Министерства юстиции РФ по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре на должностях: главного специалиста, судебного пристава-исполнителя, старшего судебного пристава, начальника отдела государственного контроля и ведения реестров в сфере юстиции. Уволен в связи с реорганизацией органов юстиции. С февраля 2005 года по март 2006 года - заместитель Генерального директора ЗАО «Мегионгорстрой». С марта 2006 года по декабрь 2010 года работал на различных должностях в исполнительных органах государственной власти Югры. Департаменте по вопросам юстиции, Департаменте развития ЖКК, Аппарате Губернатора Югры. С декабря 2010 работа в Саморегулируемой организации управляющих компаний Югры. Заместитель Исполнительного директора.