Примерное время чтения: 7 минут
41

Такси и каршеринг по правилам. Как получить качественную услугу?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48. АиФ-Югра 01/12/2021
Легковое такси оборудуется опознавательным фонарём оранжевого цвета
Легковое такси оборудуется опознавательным фонарём оранжевого цвета pixabay.com

Услуги такси пользуются особой популярностью у жителей северных городов – можно быстро добраться до места назначения и не мёрзнуть зимой на остановках. Каршеринг – новая услуга. Это краткосрочная аренда автомобиля с поминутной тарификацией. Обе услуги регулируются законами и должны быть качественными.

Цвет, номер, маршрут

Права и обязанности участников правоотношений, возникших при оказании услуг по перевозке пассажиров легковым такси, регулируются ГК РФ, Законом РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112 «Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». Перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора, заключаемого потребителем непосредственно с водителем легкового такси или путём принятия к выполнению заказа. Номер принятого к исполнению заказа сообщается потребителю. По прибытии легкового такси к месту его подачи исполнитель сообщает потребителю местонахождение, государственный регистрационный знак, марку и цвет кузова легкового такси, а также фамилию, имя и отчество водителя, и фактическое время подачи легкового такси. Маршрут перевозки пассажиров и багажа легковым такси определяется исполнителем. Если указанный маршрут не определён, водитель легкового такси обязан осуществить перевозку по кратчайшему маршруту. Плата за пользование легковым такси, предоставленным для перевозки пассажиров и багажа, определяется независимо от фактического пробега легкового такси и фактического времени пользования им (в виде фиксированной платы) либо на основании установленных тарифов, исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси, определёнными в соответствии с показаниями таксометра, которым в этом случае оборудуется легковое такси.

Легковое такси оборудуется опознавательным фонарём оранжевого цвета, который устанавливается на крыше транспортного средства и включается при готовности легкового такси к перевозке пассажиров и багажа. На кузов легкового такси наносится цветографическая схема, представляющая собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке.

При выполнении услуги пассажиру должен выдаваться кассовый чек или квитанция в форме бланка строгой отчетности, подтверждающая оплату пользования легковым такси, на основании установленных перевозчиком тарифов, исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси, определенными в соответствии с показаниями таксометра, которым оборудуется легковое такси.

На передней панели легкового такси справа от водителя размещается полная информация об исполнителе услуги.

Законодательством определено, что по прибытии легкового такси к месту его подачи хозяйствующий субъект, оказывающий услугу перевозки легковым такси, сообщает пассажиру местонахождение, государственный регистрационный знак, марку и цвет кузова легкового такси, а также фамилию, имя и отчество водителя и фактическое время подачи легкового такси.

Паспорт, полис, ключи

Каршеринг – вид пользования автомобилем, когда одна из сторон не является его собственником. Это вариант аренды автомобиля у профильных компаний (чаще всего для внутригородских и/или коротких поездок) или частных лиц (на любой срок и расстояние поездки – по договоренности).

Организация, предоставляющая услуги каршеринга (далее арендодатель, исполнитель), обязана: владеть предоставляемыми в аренду транспортными средствами на установленных законом основаниях (право собственности, лизинг, другие) с правом их передачи в аренду (ст. 608 Гражданского кодекса РФ); зарегистрировать транспортные средства, предоставляемые исполнителем в аренду, в установленном законом порядке; иметь подтверждение соответствия технического состояния требованиям нормативных документов; заключить договоры ОСАГО в отношении передаваемых исполнителем в аренду транспортных средств.

Имущество сдаётся в аренду вместе со всеми его принадлежностями и относящимися к нему документами. В целях соблюдения Правил дорожного движения и обеспечения безопасности дорожного движения арендодатель должен передать потребителю обязательные документы и принадлежности на автомобиль: регистрационные документы (паспорт транспортного средства или свидетельство о государственной регистрации транспортного средства); полис ОСАГО без ограничения лиц, допущенных к управлению транспортным средством; ключи от замка зажигания, багажника, сигнализации; знак аварийной остановки; медицинскую аптечку; огнетушитель.

При передаче транспортного средства в аренду потребителю может быть составлен акт приёма-передачи автомобиля, в котором должны быть указаны имеющиеся повреждения и недостатки транспортного средства, в том числе неявные, на момент заключения договора.

Арендодателем может быть установлена почасовая, посуточная оплата или оплата в зависимости от километража пробега машины за время аренды. Оплата должна быть установлена в твёрдой сумме, вносимой периодически (например, по истечении каждых суток пользования машиной) или единовременно. В подтверждение оплаты потребителю должен быть выдан кассовый чек или иной бланк строгой отчётности. Однако на практике средства списываются автоматически с банковской карты, привязанной к личному кабинету мобильного приложения.

Права и ответственность

Права потребителя при оказании услуги ненадлежащего качества определены ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей». Перевозчику могут быть предъявлены по выбору потребителя требования о безвозмездном устранении недостатков; соответствующем уменьшении цены услуги, возмещении понесённых им расходов по устранению недостатков своими силами или третьими лицами; расторжении договора и полном возмещении убытков, если обнаруженные недостатки существенные или не были устранены исполнителем в назначенный срок. Кроме того, потребитель вправе требовать полного возмещения убытков, причинённых ему из-за недостатков оказанной услуги. Следует помнить, что претензии по качеству услуг могут быть предъявлены по факту их обнаружения – в ходе оказания услуги по перевозке либо по завершении оказания услуги. Ответственность за вред, причинённый жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков оказанной услуги, устанавливается в пар. 3 гл. 59 ГК РФ и ст. 14 Закона РФ «О защите прав потребителей». Согласно данным нормам причинённый вред подлежит возмещению в полном объёме.

Если маршрут не определён, водитель такси обязан везти пассажира кратчайшей дорогой

Право на компенсацию морального вреда, причинённого потребителю вследствие нарушения его прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, регламентировано ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Ст. 8, 9, 10 закона РФ «О защите прав потребителей», устанавливают право потребителя на своевременную, полную и достоверную информацию об исполнителе, об оказываемой услуге, обеспечивающую возможность её правильного выбора.

Ответственность перевозчика за непредоставление надлежащей информации определяется ст. 12 Закона РФ «О защите прав потребителей». Так, если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора вышеуказанную информацию, он вправе потребовать от исполнителя возмещения причиненных в связи с этим убытков, или если в связи с недостоверной информацией приобретённая услуга не обладает необходимыми потребителю свойствами – потребовать возврата уплаченной суммы и иных убытков. Например, если из-за несвоевременной или недостоверной информации о расписании движения вы не успели на поезд и понесли убытки, перевозчику следует предъявить требование об их возмещении на основании вышеуказанных норм.

Предъявите претензии

Обратите внимание, что по спорам, связанным с договорами перевозки груза, до предъявления иска в суд предъявление перевозчику претензии обязательно.

При этом исчисление сроков для предъявления претензий производится в соответствии со ст. 126 ВК (Воздушный кодекс РФ), ст. 161 КВВТ (Кодекс внутреннего водного транспорта РФ), ст. 123 УЖТ (Устав ж/д транспорта), ст. 42 УАТ (Устав автомобильного транспорта).

Перевозчик вправе принять для рассмотрения претензию по истечении установленных сроков, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии. Претензию необходимо предъявлять под расписку о получении, т.е. один экземпляр передаётся, а на втором, который останется у вас, уполномоченное лицо перевозчика должно расписаться с указанием своей фамилии, должности, даты принятия. Желателен также штамп или печать компании. Другой вариант вручения претензии – отправка по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Форма претензии произвольная, но в ней надо указать обстоятельства произошедшего (например, в чём заключались недостатки услуги), сослаться на документы, подтверждающие оказание услуг, и предъявить перевозчику соответствующее требование.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах