Рейды проходят в рамках реализации партийного проекта «Единой России» «Народный контроль», который направлен на организацию общественного мониторинга в самых разных сферах.
Не все приготовились
Накануне состоялось заседания общественного совета по проекту «Народный контроль» с участием председателя думы Ханты-Мансийска Константина Пенчукова, представителей управления потребительского рынка и защиты прав потребителей администрации города, а также партии «Единая Россия».
Участники встречи обсудили регламент предстоящего мониторинга соблюдения торговыми точками нового приказа Минпромторга и Роспотребнадзора о выкладке молочных продуктов в торговом зале или иных местах продаж. Тотальной проверке подвергнутся молоко, творог, кефир, сгущенное молоко и творожные сырки.
Практически во всех торговых сетях города есть молочные отделы. Участники рейда включали в свой план проверок не менее 100 точек до конца августа. В первый день рейда было проверено 6 магазинов, входящих в розничные сети брендов «Красное и белое», «Магнит» и «Пятерочка». Второй рейд пройдет в ближайшие дни и затронет еще 5 торговых точек.
По словам председателя общественного совета проекта «Народный контроль» Любови Кондрашовой, задача участников рейда – проверить, как соблюдается приказ Министерства промышленности и торговли и Роспотребнадзора о раздельных способах размещения натуральной молочной продукции и содержащей молокозаменяющие компоненты, включая растительные жиры и пальмовое масло.
«Мы посмотрели, как представлена эта продукция на полках нашего города, как соблюдаются правила торговли. В большинстве магазинов требования выполняются. Однако есть примеры, когда маркировка на продуктах отображена правильная, но полочного разделения нет», - комментирует общественница.
Тонкости ритейла
Решение о необходимости разделения молочной продукции по отдельным полкам федеральные власти приняли еще в январе. Но чтобы у ритейлеров было время на подготовку, новые правила начали действовать с 1 июля этого года. Нарушения общественники обнаружили уже на втором объекте - в магазине по улице Комсомольская.
Новые требования включают не только визуальное разделение. Необходимо размещать аббревиатуры на ценниках, которые обозначают продукты с заменителем молочного жира либо без него. Магазины должны также размещать плакаты или наклейки с новой маркировкой, иметь отдельные холодильники для товаров с разными составами.
100 магазинов намерены проверить общественники и депутаты в рамках проекта «Народный контроль»
Татьяна Бурмистрова, методист, комментируя тему, говорит о том, как важен осознанный выбор при покупке продуктов питания. «Когда визуально не видно, что сырки ценовой категории 29 рублей натуральные, а сырки за 9 рублей как раз содержат заменитель молочного жира, покупатель интуитивно будет ориентирован на более дешевый товар. Между тем, до покупателя необходимо наглядно довести эту информацию».
В составе участников рейда вошли депутаты думы Ханты-Мансийска, представители Молодой Гвардии Единой России, представители первичных отделений партии. Все нарушения фиксируются через факт-лист, фото и видеоматериалы и направляются в адрес Роспотребнадзора.
Дойдет и до этикеток
Стоит сказать, что сотрудники отдела по Ханты-Мансийску и району управления Роспотребнадзора по Югре заранее провели рабочую встречу с предпринимателями города, на которой подробно рассказали о новых правилах выкладки молочной продукции и ответственности за их неисполнение в виде привлечения к административной ответственности.
«Практика проведения таких проверок у нас есть, однако требования сейчас ужесточены, поэтому мы намерены организовать масштабный общественный мониторинг не только в Ханты-Мансийске, но и в других муниципальных образованиях Югры – говорит региональный координатор проекта «Народный контроль», председатель думы города Ханты-Мансийска Константин Пенчуков. – То, что сейчас предпринимателей закон обязывает делать правильную раскладку продуктов, содержащих молоко и всевозможные заменители, это очень важный шаг. Во всем мире это уже делается давно. Это поможет и нашим отечественным фермерам, которые отвечают за качество своих натуральных продуктов, сделать свой товар более заметным. Ведь речь идет о здоровье нации. С ненатуральной «молочкой» сегодня борются на всем пространстве Евразийского экономического союза, в который входят Россия, Беларусь, Армения, Казахстан, и Киргизия.