Не хочу поливать грязью отечественного производителя, но пришлось тут на недельку сгонять в тайгу Нижневартовского района в командировку. На озеро Тяхтя-Эмтор... И был дан нам свыше "Буран", и "Буран" был длинный, и была у него широкая лыжа. И было мучение...
"Нет контакта!"
Поскольку краткий курс управления "Бураном" я получил там же на месте, то в тонкости вдаваться не стану, но выскажу общие впечатления. С первым запуском "Бурана" проблем не было вообще. Проблемы были со вторым, но об этом позже. Задним ходом мой коллега Штурман вывел на дорогу сию машину. Развернул и поставил её так, что одиноким глазом своим смотрела она в тайгу.
Остальные, достав пластиковые сани, набивали их скарбом: рюкзаками, сумками, снедью, укрепляли генератор, камеру и штатив. Поскольку на лицевую панель были вынесены датчики температуры движка, а сам "Буран" был к тому же укомплектован аккумулятором и подогревом ручек, то я наивно думал, что надёжнее машины просто нет. Я вынужден был так думать, потому что "Буран" был один, а ехать было далеко.
Когда "стрелок-борт-механик" уселся сзади, а Штурман гордо ткнул пальцем в кнопку запуска, то... Ничего не произошло! Наши тела ни на сантиметр не переместились относительно дороги! "Нет контакта!" - изрёк Штурман, ещё пять минут назад выехавший из прицепа на "Буране" посредством этого самого контакта с кнопкой запуска. "Ну и ладно! - добавил, подумав. - Есть стартёр!"
Когда Штурман устал, а "Буран" ещё был полон нерастраченных сил, подёргать за ручку было предложено мне. Проблема пришла при пятом рывке, когда трос выполз на свет божий и наотрез отказался убираться обратно в свою нору. Отвинчиваем болты, стучим топором по барабану, и тот нехотя, но наворачивает на себя трос. Крышка. Болты. Десятка четыре рывков - есть! Поехали! Мы уползаем в темноту, а в спину нам светит лампа с камеры нашего оператора...
"Я разговаривал с "Бураном"..."
Как мы добирались до избы - разговор отдельный. Когда мимо твоей головы в паре сантиметров проносятся ветви кедров, а плечи то и дело задевают стволы, хочется стать раза в два меньше и не выдаваться за габариты "Бурана". Примерно на полпути до избы, увернувшись от очередного летящего в лоб прута и повернув голову назад, заметил, что с пластиковых саней тихо соскользнула и притаилась в снегу лыжа под названием "Охотничья". Видимо, решила дойти самоходом... "Стооооой!!!" "Буран" встал. Надолго.
Лыжа уже давно была закреплена, а мы всё дёргали ручку стартёра. Кнопка нас игнорировала по-прежнему. Я не знаю, к кому обращаются в таких случаях (найти ночью в тайге механика с набором инструментов очень тяжело, особенно, если его там нет), но я разговаривал с "Бураном".
Минут двадцать прошло, как мы разрабатывали свои плечевые суставы в попытке завести этот "пылесос". И была нами замечена такая закономерность: температура движка должна опуститься до 40 градусов, тогда движок начинает подавать признаки жизни. Впоследствии эта теория нашла своё подтверждение. Утомительным было само ожидание, особенно, когда датчик показывал 120, а ты ждёшь волшебных 40...
Из темноты вынырнула изба. Мы разгрузились прямо в снег. Я остался колоть дрова, растапливать печь, устанавливать генератор и проводить свет. Штурман отправился в обратный путь за оставшимися двумя покорителями тайги. Два раза они глохли по дороге, но... Чему быть, того не миновать. Уже затемно мы собрались в избушке. Чай, лёгкий перекус и долгожданный сон...
Наутро рыбалка, съёмки, "Буран", съёмки, "Буран", уха, "Буран", "Буран", "Буран", будь он неладен! За те шесть дней, что мы провели в тайге, пять раз пришлось доставать его из таких сугробов!
В итоге мы с ним всё же нашли общий язык. Опять же - если он заводился. И этих самых "если" было слишком много, чтобы решиться когда-нибудь на покупку "Бурана". Нет. Только иностранец вроде Lynx Army или ему подобные. Но две лыжи. Но иностранец. А сегодня "Буран". Но с одной лыжей. Но дешевле. Где истина? Про рыбалку даже писать не хочется, так как экстрим с "Бураном" перевесил все ощущения от ловли.
Рыбы, конечно, хватило и на уху, и на жарку, и домой даже, как оказалось, привёз, но... Конец февраля на том озере - не сезон. Вот сейчас бы! Правда, на "Буране" уже не проехать...
Мнение дилетанта
Чего не хватает "Бурану"
Плюсы.
1. Одна лыжа. Это позволяет переваливать через упавшую на бураницу сосну диаметром сантиметров в сорок. Как это сделать с двумя лыжами, особенно если дерево лежит по диагонали на тропе, не знаю. Как валить сухостой двумя лыжами - не знаю. И только "Буран", думаю, умеет входить в поворот после удара о толстую сосну. И всё это благодаря одной лыже!
2. Неприхотлив. Ест всё, что льёшь. С бензином можно не заморачиваться и лить даже 76-ой.
3. Конструктивно прост, как топор. Ремонтируется в одиночку. Но везти с собой комплект запчастей - увольте. Зато, по словам бывалых, после поломки рессоры загибали берёзовый стволик и таким образом добирались до зимовья. Охотно верю, что такое возможно.
4. Широкие гусеницы. Благодаря этому давление на снег минимально. Сцепление с дорогой хорошее. Замечал это на тех участках, где после падения кедров оставалась траншея длиной метров десять и склоном градусов под 45-50, по которому только и возможно ехать. За руль просто держишься, а управляешь всем телом, хоть как-то держа баланс.
5. Недорог относительно других снегоходов. Дешевле только лыжи.
6. Не вызывает жалости, поэтому можно эксплуатировать и в хвост, и в гриву.
Минусы.
1. Одна лыжа. Широкая лыжа! Её поворот в любую сторону не даёт ровным счётом ничего. Если ты чуть-чуть съехал с бураницы на целину, то чтобы не утонуть, нужно давить на газ и лететь через ельник и кедрач в надежде, что вынесет на укатанную тропу.
2. Смазка стартёра загустевает. Трос уползает обратно очень медленно. Или не уползает. Тогда развинчиваем болты, снимаем крышку, смотрим, где закусило, проворачиваем барабан руками и ставим на место. И всё это на морозе.
3. На нашем "Буране" был установлен аккумулятор - и постоянно была проблема с контактами. Движок запускался, лишь когда температура его падала ниже 40 градусов. Выпивающие спутники заметили, что цифра не случайна.
4. Низкое ветровое стекло. Когда едешь по лесу, стоять приходится почти во весь рост. Ветки постоянно норовят прилететь в лоб.
5. Выхлоп идёт в снег. В итоге, когда пытаешься вырваться на "Буране" из ямы, под тобой образуется снежная каша, от которой невозможно оттолкнуться, но которая очень быстро схватывается на морозе.
6. Очень шумный. Общаться можно только путём постукиваний в поясницу.
Мнение экспертов
Сергей Бородко, охотник:
- Если не брать внешний вид снегохода, то все эти новомодные "Ямахи" в тайге ничего не стоят. Они только для скоростных покатушек по не очень глубокому снегу. У нас в тайге большинство дорог в тайге заросшие - часто посередине растёт молодняк или сухие валежины торчат. "Японец" не пройдёт - не дай бог между двумя лыжами пень попадёт, - конец ходовой. А на "Буране" идёшь, как на танке - он от препятствий отталкивается, лыжа либо влево его уводит, либо вправо. Да и ремонтировать его проще, если сломается.
Богдан Истратов, предприниматель:
- Я не понимаю защитников отечественной техники в общем и снегоходов в частности. Можно до посинения спорить о плюсах "Бурана" - у самого такой был первым. Потом продал, перекрестился, купил "Yamaha" - и на "Буран" уже не сяду. Пробовали когда-нибудь в тундре оленей загонять? Местность пересечённая, скорости большие. Справится только иномарка. На "Буране" если только аборигены смогут - да и то потом пару дней на ремонт потратят. Брошенных "Буранов" в тайге я больше десятка видел - а вот иномарки ни одной. Показатель?
Смотрите также:
- Описторхоз против нас. Болезнь может прятаться в организме 20-40 лет →
- Загадочная Антарктида открывает тайну Земли →
- Бронхит - дело тонкое... →