По следам Казымской смуты

   
   

Исторически известно, что аборигены Югры являются воинственными народами. Они воевали друг с другом за промысловые угодья, бунтовали против верховной власти ещё со времён Ивана Грозного, когда тот отправил казаков Ермака на покорение вогульских (мансийских) и остякских (хантыйских) земель.

Противники советского строя

Казымская трагедия для живущих сегодня - покрытое тайной прошлое. Но внуки участников восстания хантов и ненцев против советской власти живы - и продолжают жить в лесу по неписаным таёжным законам. Семья Раисы Тэвлиной, внучки Василия Захарова (Сорума), и сейчас проживает на стойбище, держит 500 оленей. Живут потомки не бедно. Вот только о жизни предка знают всё меньше...

Сопротивление аборигенов было и в советские годы. Пример тому - Казымское восстание ненцев и хантов нынешнего Белоярского района в 1933-34 гг. Цитата из докладной записки 1932 года народного следователя Берёзовского района И.П. Уревича: "Недовольство среди туземцев возникло ещё в начале 1931 года в связи с введением трудгужповинности на вывозку леса для строительства культбазы и в связи с обловом озера Нумто".

Но причины смуты гораздо глубже. Это неоправданная налоговая система, насильный сбор детей в школу культбазы, арест старейшин, искоренение древних языческих обрядов... Всё это и стало основанием для мятежа.

Организатором стал бывший председатель Казымского райтузсовета Иван Андреевич Ерныхов. Но он вскоре умер - и руководителем всего "казымского мира" назначили Ефима Вандымова.

Было ему 70 лет, и он был опытным шаманом. Преклонный возраст не мешал ему властвовать над умами земляков. Он сразу заявил: "Раз вы меня назначили своим старшим, то весь самоедский и остяцкий народ должен слушаться меня, а если кто без моего разрешения уедет куда, то поймаем и будем судить своим судом". Вандымов был ярым приверженцем язычества с неприятием иноверцев, нововведений цивилизации в виде школы, кино...

Когда чекист Захар Посохов арестовал четырёх организаторов мятежа, обстановка в Приказымье ещё больше накалилась. Звучали призывы уезжать подальше от русских, объединяться для борьбы с ними.

В тундру выехала для "замирения" бригада советских работников, уже пятая по счёту. Аборигены встретили делегатов приветливо, но решения советской власти принять отказались. Требовали освободить четырёх арестованных активистов, закрыть школу и обязать бедняков отказаться от помощи культбазы, чтобы добычу продавать самим вне системы заготпунктов и факторий, отменить налоги с кулаков, восстановить их в избирательных правах...

Дважды шаманы проводили обряды, испрашивая у бога Торума совета, но тот "требовал" смерти русских. Делегатов казнили и оскальпировали. Понимая, что возмездие за совершённое убийство неминуемо, Вандымов приказал всем молчать.

Ваську Сорума предали свои

В среде красноармейцев подготовка к подавлению мятежа велась в полной секретности. 2 февраля карательная операция началась. Документов о её проведении практически нет, кроме короткой информации о перестрелке на озере Пякуто, где были погибшие с обеих сторон.

Руководителей восстания арестовали и расстреляли. Восстание было обезглавлено - но недовольство в жителях тундры и тайги тлело, аресты продолжались.

Василия Захарова (Сорума) среди арестованных не было - он фактически не фигурирует в списке организаторов смуты, но мельком упоминается в документах того времени. Захаров шаманом не был, но имел самое большое стадо оленей - более двух тысяч. Это не нравилось организаторам советского строя - а ему не нравилась культбаза со школой, больницей и киноустановкой. Как и большинство хантов, Захаров был против нововведений. Но Васька не высовывался - и наказать его власти не могли, зато обложили самым высоким налогом. Он возил по 300 брёвен для строительства культбазы, остальные - по 100. Власти описали всё его имущество вплоть до чашек, ложек и даже малиц, надетых на членов его семьи.

Это могло спровоцировать Ваську Сорума на бунт - но он уклонился и поменял место жительства, благо тундра бескрайняя. То же сделали и его взрослые сыновья.

"Каким был твой дед по характеру?" - спрашивали у Раисы Тэвлиной. "Я не застала его в живых, - отвечала она, - а то, что знаю, рассказала его дочь, моя мама Екатерина Васильевна. Детей было одиннадцать. Две тысячи оленей. Наши олени - потомки тех. В тюрьму он не попал. Много бегал от властей - а потом его убили. Напоили чем-то. Начальники хотели, чтобы он наушничал о тех, кто участвовал в восстании - а он на предательство не шёл. Вот и убили. А продали его свои же, за водку"...

Досье

Раиса Ивановна Тэвлина, 70 лет.

Внучка участника Казымского восстания Василия Захарова (Сорума).

Живёт на северо-востоке Сургутского района в самом дальнем родовом угодье на границе с Ямалом.

Имеет самое большое стадо оленей в округе в 500 голов.

Смотрите также: