"Краски лета" в Сибири

   
   

Мы продолжаем конкурс "Краски лета" и представляем участников трёх номинаций. Все работы очень яркие, а рецепт стоит того, чтобы приготовить настоящий кулинарный шедевр.

За семь озёр

Поехали мы с мужем на экскурсию на стойбище. Расположено оно недалеко от деревни Нум-то. "Недалеко" - это по мнению местных жителей - лесных ненцев. Нам предложили два стойбища на выбор. До одного нужно было идти пешком часов восемь (для местных это привычное расстояние), до другого плыть на лодке часов пять. Мы выбрали вариант с лодкой (хоть рюкзак не тащить). Называлось стойбище: "За семью озёрами".

Взяли мы лодку, двух проводников, и поехали. Жара. Я говорю мужу: "Сеня, давай я на тебя водичкой брызну". А проводник мне спокойно так: "Вы бы воду-то не трогали. Озеро священное, женщинам в нём купаться нельзя. Потом или заболеете серьёзно, или умрёте. Или родные ваши умрут". Я руку отдёрнула и всю дорогу только и думала, как бы ненароком воды не коснуться.

Лазурная гладь воды на горизонте сливалась с небом. Озеро казалось безбрежным, а наша маленькая лодка будто затерялась в небесных просторах. Кстати, Нум-то так и переводится - Небесное озеро. Здесь я впервые увидела стаи лебедей.

Как оказалось, лесные ненцы - люди конкретные. Если сказали, что стойбище за семь озёр, значит, так оно и есть. А между озёрами - "полоски" земли. И через эти "полоски" нам пришлось тащить не только рюкзак, но и саму лодку. После седьмого озера высадились на берег. "А где стойбище-то"? - спрашиваю проводников. "Где-то там, - отвечают, и рукой вдаль машут. А вдали тайга начинается. - Олени каслают (переходят с места на место - прим. автора), и оленевод за ними. Теперь смотрите внимательно, рога увидите - кричите". Первым увидел рога Сеня. Но они были на черепе оленя. Проводник тут же череп поднял и пристроил его на карликовой берёзке (олень - почитаемое животное и череп его не должен лежать на земле).

Нам в Нум-то показывали святилище лесных ненцев. Там на берёзах разноцветные ленточки завязаны, а голову поднимешь - на тебя сверху пустыми глазницами смотрят оленьи черепа - мороз по коже. Когда мы оттуда уходили - бросали монетку через левое плечо, как защиту от духов.

Наконец, вышли мы к стойбищу, пообщались с хозяевами, чайку с травами попили, отправились домой. Одно озеро переехали - мотор заглох. Проводники нас с мужем оставили на берегу, а сами отправились пешком, в обход озера, обратно на стойбище, за другим мотором. Вот сидим мы, ночь наступила, вокруг ни деревца, ни кустика. Кое-как насобирали веток на костёр.

В это время ночи на севере белые и я увидела настоящее чудо: на небе совсем рядом были и солнце и луна одновременно. Солнце опустилось в озеро на 15 минут и вынырнуло бодрое, умытое... Через несколько часов наши проводники привезли на оленьей упряжке лодочный мотор. Рассказали, что хозяин стойбища отдал его брату. Пришлось идти за мотором на соседнее стойбище. Повезло, что брат не уехал на рыбалку.

Вернулись в деревню без рук, без ног. Жалко, что всего не расскажешь. Это надо видеть.

А. Вереск, Ханты-Мансийск

Смотрите также: