Путевые описания из «портфелей Миллера»: Ляпинский городок и река Сыгва

Яков Яковлев. / Из личного архива

Герард Фридрих Миллер (1705–1783) – историк и археограф. С 1731 г. – член Петербургской Академии наук. Родился в г. Герфорде (Германия), но всего лишь 20-летним юношей в 1725 г. приехал в Россию, где и прожил большую часть своей жизни. Он внёс большой вклад в становление исторической науки России, а среди историков этот незаурядного ума и огромной работоспособности исследователь получил титул «отца сибирской истории».

   
   

Г.Ф. Миллер участвовал в работе академического отряда Второй Камчатской экспедиции. Во время своего 10-летнего (1733–1743 гг.) путешествия по Сибири он посетил почти все крупные населённые пункты Урала и Сибири, в архивах которых собрал огромное количество исторических документов – подлинников и копий. Многие из них оказались буквально спасёнными для науки, поскольку небрежность в хранении архивных документов были и остаются реалиями российской жизни, а частые пожары в деревянных сибирских городках не раз и не два уничтожали местные архивы подчистую. Этот массив исторических источников (среди историков и архивистов известный как «портфели Миллера») вот уже два с половиной века служит для исследователей неиссякаемым источником знаний о прошлом. Энциклопедизм знаний учёного и широта его научных интересов обусловили то обстоятельство, что он собрал документы по самым разным отраслям научного знания – истории, археологии, этнографии, лингвистике, географии, экономики, естественным наукам…

Основные работы Миллера посвящены истории и географии России с древнейших времен до середины XVIII в. А его главным трудом является «История Сибири».

Описание реки Сосьвы от устья вверх против течения до истока. Собрано в Берёзове из устных известий различных русских, остяков и вогулов. 1740 г. (продолжение)

…Кугинские юрты (по-вогульски Chugang-ja) – на северном берегу [Kyrsym-ja], в 1 версте от предыдущей и в 17 верстах от Betkisch-paul…

Шоминские юрты (по-вогульски Schoma-paul) – на северном берегу [Kyrsym-ja], в 51/2 верстах от предыдущей речки [Pel-ja] и в 231/2 верстах от Кугинских юрт…

Река Сыгва (по-вогульски Sek-ja) – с северной стороны, в 15 верстах от предыдущей речки [Tschoipisch-ja]. Такой же величины, как и Сосьва в этой местности, и имеет с ней одинаково удалённый исток из Печёрских, или, иначе, так называемых Югорских гор. Она течёт с северо-запада. Заселена вогулами, образующими собственную волость, которая носит название Ляпинская. Это название происходит от старой вогульской крепости на этой реке, где и сейчас ещё находится главное место жительства живущих по Сыгве вогулов. А из-за этого названия волости некоторые называют реку также Ляпина. В верховьях реки живут немногие самоеды, которые выговаривают ее название как Siti-ja

Ляпинские юрты, прежде Ляпинской городок (по-вогульски Loping- usch или Lopung-usch) – на маленькой речке Ляпиной, недалеко от устья и в 31 1/2 верстах от Шоминских юрт по прямой дороге. Здесь в давние времена была та старая вогульская крепость, или укрепление, о которой упомянуто выше, и, вероятно, она имела целью преимущественно обеспечение безопасности от печёрских самоедов, поскольку и сейчас ещё они иногда докучают ляпинским вогулам. В настоящее время многие из этих вогулов ещё имеют здесь свои зимние жилища, отчего тут вскоре после крещения этого народа была также построена церковь, посвящённая Богоявлению Господню. Однако эта церковь сгорела в 1730 году. Хотя на её месте тогда была построена новая, но, после того как и она сгорела в 1733 году, было признано нецелесообразным в дальнейшем строить здесь, а здешних остяков присоединили к приходу Сортининского погоста на р. Сосьве (о котором выше).

   
   
Остатки Ляпинского острога сохранялись и в XIX в. 1840–1850-е гг. Фото: Из личного архива / Рис. Н. Шахова.

В давние времена, когда русским купечеством и зырянскими промышленниками часто использовались различные дороги и вдоль Сосьвы, и вдоль Сыгвы через Печёрские горы, на которых в зимнее время этот пункт нужно было миновать [при движении] с обеих сторон, а также поскольку обычный путь из верховьев р. Сыгвы идёт через эти вогульские жилища, то здесь, говорят, была обычная русская ярмарка и большая торговля с этими вогулами, для чего здесь стояло немало русских лавок, от которых сейчас не осталось никаких следов, и никто уже не помнит тех времен. Вогулы знают это лишь из преданий своих предков, и, вероятно, эта торговля велась лишь в первые времена сибирского завоевания, позднее же она переместилась в Берёзов, к тому же и в Берёзовском архиве среди старейших рукописей не отыскалось об этом никаких известий…

Фрагменты керамики конца XVII – начала XVIII вв. на месте бывшего Ляпинского острога. Из кн.: Визгалов Г.П., Балуева Ю.В. Поиск Ляпинского острога (по результатам археологических исследований 2007–2008 гг.) // Ханты-Мансийский автономный район в зеркале прошлого. – Томск; Ханты-Мансийск, 2009. – С. 280. Фото: Из личного архива

Мункаские юрты (по-вогульски Munkes-paul) – на южной стороне, приблизительно в 2 верстах от берега, наискосок напротив второго устья речки Saregat и в 23 верстах от [дер.] Meschu-paul.

Choschloch-paul – на северной стороне, недалеко от берега, в 9 верстах от предыдущей…

Changlja-paul – на южной стороне, недалеко от берега, в 6 верстах от предыдущей речки.

Смотрите также: