Известный российский певец, музыкант и композитор Дмитрий Маликов 6 апреля провёл в Ханты-Мансийске встречу с одарёнными детьми, занимающимися музыкой. Встреча прошла в Центре искусств для одаренных детей Севера. В рамках большого проекта «Уроки музыки» Дмитрий Маликов ездит по разным городам России, встречается с детьми, рассказывает им о музыке – своей и не только, играет вместе с юными исполнителями, аккомпанирует им. Таким образом Дмитрий Маликов провел уже свыше 95 встреч. Поддерживает этот проект «Газпромбанк». После урока Дмитрий Маликов ответил на вопросы югорских СМИ.
Моя задача – вдохновить детей
- Сейчас вы меня, наверное, спросите: «И как вам наши дети?». Да?
- Ага. Еще «И как вам наш город?»… Да нет, у нас другие вопросы. Мы думали, что попадем на музыкальный урок, а попали, по сути дела, на ваш бенефис. Скажите, пожалуйста, чему, на ваш взгляд, должны научиться на таких уроках дети? И какова ваша методика преподавания музыки?
- Да дело же не в методике. Я сразу об этом говорю. У них у всех замечательные педагоги. Моя задача – вдохновить детей, стимулировать из к занятиям музыкой, творчеством. Это самое главное. Вот я получаю много писем, и в социальных сетях сообщения. И для меня самый важный результат, когда дети пишут, что хотели бросить музыку, но не бросили, что учат новые произведения, что сидят в Интернете и ищут, что написал Моцарт или Бетховен. Это самое важное. А если я буду учить какой-то методике – это будет скучно. У всех в зале разные музыкальные профессии, разный возраст, в конце концов. Это задача для более камерного обучения. А поскольку я привык к большой аудитории и у меня, как у эстрадного артиста, есть возможность собрать большую аудиторию, я занимаюсь просветительством.
- Вы знаете, дети действительно очень талантливые. Я нисколько не лукавлю, когда говорю, что исполнение песни «С Днем рождения, мама» и исполнение моего произведения «Ночь в Мадриде», которые сегодня прозвучали, - это одним из лучших исполнений. По крайней мере, входит в топ-5 за те 95 мастер-классов, которые я провел. Согласитесь, это много. Потому что преподаватель замечательный, который объясняет детям, как важно донести суть слов, которые они поют. Не для того, чтобы просто петь, а для того, чтобы быть понятыми. Это очень важно в любой музыке – и в классической, и в эстрадной. А что касается «Ночи в Мадриде», то девочка, во-первых, знала произведение наизусть. Во-вторых, сыграла очень чётко. Обычно у всех плавает ритм, никто не умеет играть с минусовой фонограммой, получается сумбур, общая суета, все теряются. А девочка сыграла очень чётко, строго, ритмично. Я просил ее выделить тему, и всё это у неё получилось. Это свидетельствует о том, что уровень достаточно высокий… Ну, и помимо всего остального, я еще нигде не видел, чтобы вот так сразу два «Стейнвея» на сцене стояли.
Время не рождает детских песен
- Чувствуется, что вы очень любите детей. Вот, и программу «Спокойной ночи, малыши!» ведете. Почему вы уделяете детям такое внимание? Хотите, чтобы новые Моцарты выросли?
- Да не то, чтобы я чего-то хочу. Просто так сложилось. Так жизнь меня подвела. Надо просто внимательно следить за тем, какие знаки тебе дает судьба. И нужно им следовать. И если ты можешь быть чем-то полезным людям, своей стране и особенно детям, то надо просто обязательно это делать. Мне кажется, что в культурном, духовном образовании детей в России сейчас есть некий вакуум. Где-то есть такие островки, как вот этот Центр искусств. И во многих других городах есть, но всё-таки далеко не везде. Поэтому я своим скромным трудом, своими этими поездками пытаюсь лишний раз напомнить детям, как важно заниматься музыкой, искусством.
- А вы не задумывались о том, чтобы писать песни для детей?
- Ну, вот буквально вчера мне пришло письмо, где говорилось о том, что на детских фестивалям все поют одним и те же старые песни. А если, например, взять проект «Голос», то там дети поют, наоборот, взрослые песни. Действительно, это большая проблема, большой вакуум. Знаете, в принципе, я не возражаю. У меня есть одна детская песня, я дочке своей написал, про классную учительницу. Ну, если честно, я это сделал просто левой ногой. Детские песни – это отдельная задача, отдельная проблема. Вот сейчас я думаю над тем, как продолжать этот проект. Даже не проект «Уроки музыки», а проект «Дмитрий Маликов. Дети». И я делаю сейчас новый спектакль. Может быть, это будет мюзикл, где будет детская тема обязательно затронута. В каком виде – мне пока сказать трудно. Время изменилось очень. И это время не рождает детских песен, таких, какие рождались в свое время – во время Шаинского и так далее. Так же, как и нет новой передачи «Спокойной ночи, малыши!». Её герои, которые придуманы 50 лет назад и до сих пор вызывают у всех улыбку. А новые герои вызывают у всех настороженность, боязнь какую-то – все стреляют и так далее. Ну, времена такие – что поделать? Хотя нужно, конечно, с этим как-то бороться.
- Девочка в хоре, который сегодня пел вашу песню «С Днем рождения, мама», сказала, что ей очень нравится эта песня, но она не поняла одну фразу – «Я совсем забыл, я случайно вспомнил». И она хотела у вас спросить – а как же вы могли забыть? Это просто детский вопрос, я вам его передаю.
- Это очень хороший вопрос. Здесь действительно в словах заложен некий смысл, который может быть понятен только взрослому человеку. Потому что дети, конечно же, не забывают о днях рождения родителей, о памятных датах, поскольку вместе живут. А взрослые, бывает, заматываются. И не всегда мы успеваем вовремя сказать «спасибо» и «люблю» нашим родителям. Недавно, 2 апреля, был юбилей у моей мамы. Я считаю, что надо очень ценить каждый миг, каждое мгновение, которое ты проводишь вместе со своими родителями. И это ты начинаешь понимать только с годами. В принципе, песня об этом.
- Сейчас в Югре идёт Год литературы. С связи с этим вопрос – успеваете ли вы читать книги? И расскажите о книге, которую вы в последнее время прочитали?
- Я много читаю духовной литературы, во-первых. Из художественного… В последнее время очень люблю стихи Бродского. Я смотрю и передачи о нём, и слушаю, как он читал стихи, и сам пытаюсь учить. А книжка, которую я сейчас читаю, - «Обитель» Захара Прилепина. Большой толстый роман, интересный, связанный с жизнью заключённых. Хотя я до сих пор не могу понять, почему он взял именно эту фактуру, потому что эта фактура много раз описана в нашей художественной литературе. Но написано здорово. Автор – безусловно талантливый человек.
Из проекта «Голос. Дети» я никого не помню
- Что вы можете посоветовать родителям юных музыкантов и самим юным музыкантам, которые плачут, проиграв свой первый конкурс?
- Во-первых, не надо спешить на конкурсы. Потому что в первую очередь надо получать удовольствие от жизни и от музыки. А конкурс всегда несправедлив. Всегда есть соревновательный момент, который, конечно, опасен для психики. Особенно детской. Поэтому на конкурс надо выходить, только если чувствуешь уже совсем большую уверенность, если в тебе есть дух соперничества и ты действительно хочешь построить карьеру музыканта. А выходить если просто так, то такие соревнования с одной стороны стимулируют, а с другой – могут просто отвернуть детей от музыки и исковеркать психику. Поэтому у меня к конкурсам неоднозначное отношение. Я, например, в конкурсах в детстве не принимал участия.
- В таком случае, как вы относитесь к проекту «Голос. Дети»?
- Я вообще к телевизионным проектам отношусь философски. Потому что, с одной стороны, они очень популярны. С другой стороны, к реальному искусству и творчеству они не имеют никакого отношения. Кроме как к исполнительскому искусству. Я, будучи композитором, всегда очень переживаю из-за того, что всё телевидение превратилось в то, что артисты – известные или неизвестные – перепевают старые, уже давно написанные песни. В этом отношении я, конечно, переживаю и расстраиваюсь. Но, с другой стороны, для многих это единственная возможность выстрелить, выйти наверх и стать известным. Правда, из проекта «Голос. Дети» я никого не помню. А из взрослого «Голоса», конечно, вышли несколько новых звёзд. Но все они обладают яркой индивидуальностью и своим репертуаром. Потому что часто тех, кто в «Голосе» входит в первую пятёрку, начинают после проекта быстро забывать. И в этот момент нужно обязательно сделать что-то своё – яркое, талантливое. Перепевки тут уже не работают. Нужно принести, например, на радио какую-то интересную оригинальную композицию. Или снять видеоклип. Но исполнители в последний момент этим озадачиваются и получается у них, как правило, плохо. Потому что для этого нужно пройти большой подготовительный путь – поиск своих авторов, своих слов, своего стиля и направления. Всего своего, если ты сам не сочиняешь.
- Как вам удается сочетать поп-музыку и классику? Они внутри вас не конфликтуют?
- Да нет. Я всегда был слугой двух господ. И это, наоборот, мне помогает. Когда я устаю от поп-пузыки, я иду в классику. А когда устаю от чего-то такого… нудного-спокойного (смеется), наоборот, пишу что-то… Вот сейчас у меня есть новая танцевальная песня. Очень веселая. Надеюсь, что она будет популярной. Плюс, у меня появилось целое третье направление – это дети. Благодаря ему я вновь объехал всю страну. Посмотрел, горжусь, радуюсь. Дети у нас замечательные, талантливые. И я считаю, что не всё так плохо, как некоторым кажется и как некоторые хотели бы видеть.
Смотрите также:
- Детям нашим от Любаши.У современных детей должны быть свои стихи и песни →
- Что общего в идеях коммунизма и христианства? →
- Чародеи на третьем этаже →