Вряд ли современный человек сможет с ходу ответить на вопрос: "Кто такой Эмиль Рейно?" Между тем именно этот человек, с незаурядной фантазией и желанием сделать в своей жизни что-нибудь необычное, считается отцом анимационного кино. Другими словами, мультфильмов.
Кот Феликс и "Ёжик в тумане"
Началось всё в 1877 году в Париже. Первые мультфильмы Эмиля Рейно представляли собой рисованные и раскрашенные от руки пантомимы продолжительностью до пятнадцати минут. Затем он создал мультфильмы, в которых наряду с рисунками применялись фотографии. Потом началось самое интересное. У Рейно появились не только поклонники, но и единомышленники. Наступила мультэпоха со своими мультгероями. Причём не люди, а коты чаще всего становились любимыми персонажами мультипликаторов всех времён и народов. Например, кот Феликс был самым популярным персонажем с 1914 по 1928 годы. Котик не дотянул до своего пятнадцатилетия - его сместил с пьедестала зрительских симпатий Микки Маус. А вот известных персонажей: Тома, Джерри и дятла Вуди смело можно назвать "мультветеранами". Они скоро отметят семидесятилетний юбилей. В России история мультипликации началась чуть позже. Первая мультипликационная студия появилась в 1936 году. Сначала это была киностудия "Союздетмультфильм", потом часть слова убрали и появился известный всем "Союзмультфильм". Первым русским мультсериалом стал "Ну, погоди!", а самым популярным - "Ёжик в тумане". Он был признан лучшим мультиком всех времён и народов по результатам опроса аж 140 кинокритиков и мультипликаторов разных стран!
Мультфильмы должны придумывать дети?
Если раньше в "святая мультипликационных святых" простому зрителю проникнуть было практически невозможно, то сейчас, по крайней мере, юные жители Югры, это сделать могут. Кружки и студии анимации сегодня есть даже в некоторых сельских школах. В Ханты-Мансийске при телеканале "Югра" действует мультипликационная студия "Чародеи". Юные мультипликаторы сами придумывают и создают мультики-пультики. Волшебство происходит прямо на глазах, но продолжает оставаться чудом. "У нас уже есть готовые работы - это "Сказка про медведицу" по мотивам мансийской легенды, - рассказывает художник-мультипликатор Лариса Морозова. - Сейчас мы делаем мультики ко дням воинской славы России. Ищем памятные даты, подбираем материалы к ним. Ребята проводят историческое расследование, рассуждают о том, какие это были времена, герои. Интересно смотреть на них во время озвучки, когда они вживаются в роль исторических героев". "Мы уже сделали мультфильм про Куликовскую битву, - подтверждает слова руководителя воспитанница студии Катя Метелева, - теперь будем делать про адмирала Нахимова и Синопское сражение. Заодно и историю выучим". Денис Баянов ещё до прихода в студию задумывался о том, как делают мультфильмы: "Я думал, что сначала людей снимают на видео, а потом в компьютере "мультипликационируют". Нет такого слова, говорите? Считайте, что я первым его придумал". На самом деле всё происходит по-другому: "Мы сначала придумываем историю, - объясняет девятилетняя Ксения Верещагина, - потом рисуем картинки, затем снимаем их на камеру, а потом монтируем в компьютере. Это очень трудно". Надя Рудакова дополняет подругу: "Можно мультики делать не только из рисунка, но и из песка, листочков. Я недавно об этом узнала. Теперь смотрю на листочки на улице и думаю, какой из них пригодится для мультика?" А сёстры Ульяна и Вероника Комаровы, которым уже исполнилось по 6 лет, рисуют новый мультсериал: "Это история о монстрах Карри и Кариози, которые поселились в роще Белых Зубов и воюют против госпожи Зубной Щётки. У нас есть шесть сценариев. Будем теперь рисовать". "Ах, - вздыхает Катя Тукшаидова, - если бы у меня была возможность, я бы смотрела мультики целый день. Они же добрые. Не то, что некоторые передачи. Научусь делать мультики и стану придумывать добрые истории".
Анимация развивает воображение
Дина Назарова, детский психолог:
- В мультипликационных историях часто присутствуют кровожадные монстры, которые пытаются убить добрых героев или как-то им помешать творить добрые дела. У детей может возникнуть устойчивая ассоциация, что за добрые дела наказывают, и вообще добрым, положительным героям в жизни не везёт. Детки не видят разницы между реальным и виртуальным мирами. Им мерещатся монстрики и прочие страшилки в каждом тёмном углу.
Дмитрий Иваничев, психолог:
- Детишки любят подражать. Они начинают ассоциировать себя с героями, и не всегда положительными. Вот и ведут себя соответственно.
Екатерина Игнатьева, психотерапевт:
- Нельзя занимать ребёнка одними мультиками. Пусть он лучше готовит с вами на кухне, прибирает в комнате. Словом, копошится где-то рядом. Боитесь, что придётся потом перемывать посуду? Зато вы это время провели вместе. И поверьте, вы дадите ему гораздо больше, чем мультфильм, которым вы пытались отвлечь его от себя.
Лариса Медведева, воспитатель:
- Самым большим плюсом является то, что мультфильмы развивают воображение, фантазию, учат сопереживать. После просмотра спросите ребёнка, а понял ли он основной сюжет. Поиграйте с ним. Сделайте вид, что очень хотите посмотреть мультик, но никак не успеваете это сделать. Пусть ребёнок перескажет вам основной замысел. Порассуждайте вместе с ним, как бы вы поступили на месте героев. Ещё один плюс - если родители смотрят мультфильм с малышом, смеются или рассуждают с ним вместе. Это и есть воспитание. Да и ребёнок чувствует, что вам интересен его мир. Он будет больше вам доверять. Предлагайте ребёнку разные мультики. Важно, чтобы он не увлекался одними черепешками-ниндзя или роботами. Покажите всё разнообразие мультипликационного мира! А после просмотра можно продолжить общение. Например, вылепить героев из пластилина или нарисовать их.
Мультики смотрят все!
Николай Корчак, геолог:
- Если бы я сейчас был моложе, тоже бы ходил в студию мультипликации. Может, стал бы не геологом, а известным мультипликатором. Хоть мне и за 50, я постоянно смотрю мультики с внуками: бабушка нас отор- вать от телевизора не может.
Лариса Власова, воспитатель:
- Лет 30 назад на мамину фразу "Мультики начинаются!" всем двором неслись домой и "прилипали" к чёрно-белому экрану. Это сегодня можно купить диски и смотреть всё что хочешь, а тогда мультики показывали раза два в неделю. Вот и ждали выходных.
Юля Киселёва, мама двоих детей:
- Как хорошо... посадил ребёнка - и полтора часа и можешь спокойно на кухне возиться. Не надо ругать современные мультики. И сейчас много хороших историй. Не нужно забывать, что дети меняются, и то, что было интересно нам, уже неинтересно им. Да и мне, если честно, тоже нравятся современные мульт-фильмы. Графика стала мощнее, картинка ярче, смотреть не скучно, и тот же поучительный смысл: добро побеждает зло. Есть, конечно, и полное безобразие, но это уже дело родителей - следить за тем, что их детки смотрят.