Почему в интернете нельзя найти танцы ханты и манси?

   
   

Хотела петь…

- Фаина Павловна, когда вы начали танцевать?

- Пела и танцевала я всегда. В Ванзевате не было школы искусств, какие теперь есть в городах и посёлках округа. Родителям по роду своей деятельности часто приходилось отлучаться из дома. Мой отец был рыбаком и охотником, мама — фельдшером и акушером. С нами особо никто не занимался. Телевизоров толком не было, слушали, в основном, радио. И песни заучивали. В детстве мне нравилось выступать на домашних концертах, получать от родных аплодисменты. Да и в школе художественная самодеятельность всегда была впереди учёбы. Поступать я хотела в культпросвет училище, на хоровое отделение, но в 1977 году его закрыли, а на танцевальном места были. С тех пор и танцую...

- Сейчас Вас знают как знатока танцев народов ханты и манси.

- К этому я пришла не сразу. Я даже не припомню, чтобы в моём детстве в Ванзевате кто-то на праздниках танцевал национальные танцы. Когда я росла, уже не было медвежьих игрищ, да и учителя запрещали детям ханты разговаривать на родном языке. Никто тогда не задумывался, что так разрушается и уходит культура коренных народов. Мы танцевали современные эстрадные, русские, цыганские, даже индийские танцы.

Ситуация изменилась в 90-е годы, когда в Белоярском был создан Центр культуры национального творчества, и меня пригласили в нём работать. Известный венгерский ученый-этнограф Ева Шмидт одна из первых вдохновила нас на то, чтобы мы занялись исследованием фольклора. Старшее поколение носителей нашей культуры уходило из жизни, унося с собой всё то, что получили в наследство от своих родителей. Мы стали ездить в национальные сёла, записывать исполнителей песен и танцев.

- Вас не огорчает, что в округе до сих пор нет профессионального хореографического коллектива, ведь такие ансамбли существуют не один десяток лет в других финно-угорских регионах? Например, Государственному ансамблю песни и танца Карелии «Кантеле» уже более полувека, а мы как-то отстали от своих финно-угорских собратьев?

- Меня радует, что есть профессиональный Театр обско-угорских народов «Солнце», который, на мой взгляд, очень достойно может теперь представить зрителю любого региона нашей страны и за рубежом музыкально-танцевальное искусство народов ханты и манси. Правда, в последнее время актёры меньше стали петь и танцевать, больше говорить. Но мне понятно их стремление - пробовать себя в разных направлениях театрального искусства и совершенствоваться в профессии. Так что, будем ставить отдельные номера, обновлять концертные программы.

- Наверное, это большая ответственность — быть балетмейстером-постановщиком, ведь специалистов по хореографии народов ханты и манси можно пересчитать по пальцам?!

- К сожалению, таких специалистов действительно немного. Из работающих хореографов - это Лидия Алясова в Ханты-Мансийском районе, Маргарита Рябова и Вероника Миронова в Белоярском. Может быть, ещё есть кто-то, но, если бы они работали, мы бы, наверное, их знали.

Обращение к истокам

- Недавно Вы стали обладателем гранта «Творческая встреча: танец — живое искусство народа». Это ещё одно обращение к истокам?

- А вы загляните в интернет и попробуйте там найти хантыйские или мансийские танцы. Есть практически все танцы мира, кроме танцев наших народов. Вот мы и хотим обратиться к знатокам, которые, я уверена, ещё живут в наших национальных сёлах. Ведь детальных описаний танцев или отдельных танцевальных движений очень мало. Танцевальное наследие не исследовано по-настоящему. В 2009 г. было выпущено методическое пособие по хореографии народа ханты Белоярского района с описанием нескольких танцев. В конце 2011 года я сама подготовила методическое пособие по танцевальной культуре обско-угорских народов, где был обобщён многолетний опыт работы с танцевальными коллективами автономного округа. Но оно вышло тиражом всего в 300 экз. А ведь эти пособия ждут руководители самодеятельных коллективов, учащиеся хореографических отделений и студенты вузов. Благодаря новому гранту, мы хотим провести своебразный танцевальный семинар, посмотреть коллективы и сделать обзор танцев.

- Чтобы не тиражировалась стилизация или не выдавались чужие танцы за танцы народов ханты и манси?

- Это происходит там, где работают хорегографы-постановщики, мало знакомые с обско-угорскими традициями. Искажается и музыкальное сопровождение, и орнаменты на костюмах, появляются надуманные атрибуты, движения, которые порой несовместимы с этическими нормами обско-угорских народов. Чтобы воссоздать настоящий танец хантыйского или мансийского народа, или чтобы правильно его обработать, надо знать истоки, базовые движения, которые закрепились в этнической культуре, в традициях, обычаях, т.е., сначала нужно изучить и усвоить законы и правила, по которым этот танец живёт в народе. Надеюсь, что после этой работы мы получим достойный этнографический материал, и его не стыдно будет перенести на видео и диски. 

   
   

Смотрите также: