Примерное время чтения: 5 минут
407

Язык танца древнее речи

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. АиФ - Югра 28/04/2010

Когда-то на языке танца разговаривали все люди. Правда, это скорее были движения-жесты, пантомима. Ведь у танца должны быть ритм и музыка. Зато теперь зачастую танец - это зрелище, шоу! И не важно, какой он - народный, классический или модерн...

У каждого свой танец

Александр Гафт - один из немногих специалистов по танцам коренных народов Севера. Правда, своё высшее хореографическое образование он получал на основе русского фольклора. Приехав на Дальний Восток, Александр познакомился с культурой других народов страны. А знакомство с руководителями национальных фольклорных ансамблей коряков, ительменов, эскимосов и чукчей окончательно сподвигли его на занятия традиционным фольклором коренных народов Севера.

"Каждый абориген танцевал свой собственный индивидуальный танец. А массовые танцы отсутствовали! - рассказывает Александр Михайлович. - Они были только у чукчей и эскимосов. Их исполняли, как правило, на зимних праздниках. Кто-то один из танцоров показывал старейшинам свой танец - танец ворона, танец охотника или танец выделки шкур. Если он нравился старейшинам, его разучивали все. И у каждого рода был свой танец.

У ханты и манси был похожий принцип. Долгое время они жили изолировано от других народов. В повседневной жизни практически не танцевали. Только во время ритуалов или обрядов. Такие танцы выражали определённые чувства и носили сакральный характер. "Во время священных танцев, которые исполняли только мужчины, - говорит Гафт, - изображалась борьба с духами. Духов в основном прогоняли. Оттого и движения резкие. Причём, как мы, хореографы, говорим, в чистом виде продолжался танец порядка 15-20 сек. Затем шёл повтор движений.

Женские танцы были более мягкими и лирическими, часто исполнялись с закрытым лицом. Руки выше головы не поднимались. В целом танец представлял собой вращение на одном месте, обязательно через правое плечо".

Во "Время шамана" не до учёбы

Существовавший целый ряд запретов и табу не способствовал развитию этого вида народного искусства у ханты и манси. Иноземцев и инородцев коренные народы Севера в свои тайны посвящали редко и практически ничего никогда не рассказывали и не показывали.

"Именно по этим причинам в нашем округе нет национального профессионального государственного ансамбля, - считает Александр. - Переносить в чистом виде аутентичный фольклор на сцену не стоит. Он не смотрибелен. Он интересен на фольклорных фестивалях и праздниках, когда присутствует некий элемент негласной состязательности между народами".

Кстати, на таких фестивалях наш округ представляют в основном самодеятельные этнографические коллективы, в репертуаре которых стилизованные танцы.

"Почему стилизованные? - размышляет Александр Михайлович. - Да потому, что нет музыкального материала. Бубен у ханты никогда не являлся музыкальным инструментом - только ритуальным. Варган - чисто женский инструмент. Мужчина-ханты играть на нём не может. А под санквылтап никто танцевать не будет! По этой причине не может быть создан и оркестр. Так что стилизация не возникает на пустом месте. Бубен естественно заменяется на другой инструмент. С изменением ритма не может не измениться танцевальное движение. Оно перестаёт быть фольклорным. К тому же у ханты и манси нет музыкально устоявшихся мелодий - это создаёт немалые сложности для вокалистов".

В этой ситуации особо важны фольклорные экспедиции. Нужно не только увидеть, но и снять на фото и видео танцы исполнителей, а затем описать движения. Такая книга, одним из авторов которой был Александр Гафт, вышла в 2009 г. Авторы обработали для сцены 4 танца, проиллюстрировав и описав движения. Когда-то их исполняли по одному, теперь их может танцевать ансамбль. Эта книга, посвящённая танцам народов Севера, по сути вторая в России. Александр Гафт уверен, что появление в Югре государственного ансамбля коренных народов Югры возможно. Но для этого необходимо приложить немало усилий. Важно желание представителей народов получить профессиональное хореографическое образование. Но пока это далёкая и весьма туманная перспектива. Среди народов ханты и манси нет хореографов с высшим хореографическим образованием. К тому же на период учёбы приходится ещё и так называемое "время шамана", когда дети из числа коренных народов бросают учёбу и уходят в тайгу в надежде стать новым шаманом и обрести волшебную силу.

Досье

Александр Гафт родился 31 марта 1954 г. в г. Первомайский Горьковской области. В 1983 г. окончил Московский государственный институт культуры. В 1997 г. приглашён в г. Ханты-Мансийск для работы в Центре искусств для одарённых детей севера. С 2003 года доцент кафедры хореографии Ханты-Мансийского филиала Московского государственного университета культуры и искусств. Занимается танцами коренных народов Севера.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах