Не арабская сказка…

   
   

Недавно отмененный закон 2000 года об именных целевых денежных выплатах детям Югры, родившимся в 2000 и последующие годы, показал, что на него возлагались просто сказочные надежды.

Отдельно взятый рай

Самый распространенный миф, касающийся выплат Фонда поколений, - о том, что молодым людям, достигшим 18 лет, полагаются выплаты в сотни тысяч или даже миллион рублей. Согласитесь, чем-то похоже на восточную сказку про Арабские Эмираты и озолочение всех живущих в Югре. В принятом в 2000 году законе № 137-оз размер предполагаемой выплаты прямо был привязан к минимальному размеру оплаты труда (МРОТ) и рассчитывался по формуле 20 МРОТ, умноженные на ежегодную ставку капитализации. Величина МРОТ, в соответствии с федеральным законом, оставалась неизменной в период с 2001 по 2017 годы и составляет на сегодня 100 рублей. То есть, изначально заложенный в закон расчет: 20 умножить на 100 руб. и на ежегодную ставку капитализации. Эта ставка ежегодно устанавливалась наблюдательным советом Фонда: в 2006 году она составляла 9%, в 201010,1%, в 2016 - 10,58%. Нетрудно посчитать, что при такой базе те, кто родился в 2001 году, получили бы с учетом всей капитализации в 2019 году выплату в размере 14 с небольшим тысяч рублей. Для всех остальных, родившихся позднее, размер выплаты был бы скромнее. Кстати, бытовая проверка мифа могла бы выглядеть следующим образом. Умножьте хотя бы 100 тысяч или миллион рублей на количество детей, родившихся, к примеру, в 2000 году (15 675). В первом случае на выплаты потребовалось бы почти 1,6 млрд рублей, а при выплате в 1 миллион необходимо было бы изыскать где-то 16 миллиардов рублей. Реально?

Было ли «золото» Фонда поколений

Сложился миф и о том, что в Фонде поколений накоплены огромные средства. Вспомним, что при создании фонда планировалось, что в него ежегодно будут инвестировать до 15% налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который остается в регионе. Однако, по факту направлялось менее половины ожидаемой суммы - в среднем 7% в год, а после 2008 года прекратились и эти неполные вливания. Почти половина суммы была потрачена на непрофильные активы - например, Картинная галерея города Ханты-Мансийска или Биатлонный центр. Почему были приняты решения так «инвестировать» средства фонда - не понятно, но это свершившийся факт. Кроме того, менеджмент Фонда поколений тратил огромные суммы денег на собственные многомиллионные зарплаты, вкладывал бюджетные средства в проекты с высокими рисками, часть средств тратилась на сомнительные операции. Как итог неэффективного управления этими средствами, уже на 1 января 2009 года сумма задолженности «дочек» фонда составляла почти 4 млрд рублей. В 2010 год Фонд поколений вошел с финансовой «дырой» - общая сумма долгов перед контрагентами составляла 1,6 млрд рублей. Уже тогда было очевидно, что PR-идея озолотить югорскую молодежь по арабскому сценарию так и останется предвыборной сказкой. Так Павел ЗАВАЛЬНЫЙ, ныне представляющий Югру в Госдуме, а ранее работавший депутатом в бюджетной комиссии в Думе Югры, заявил, что изначально выступал против создания Фонда поколений и выплат. По его словам, это была чрезмерно рискованная модель инвестирования с небольшими шансами на успех. Жизнь подтвердила его слова. С 2010 года команде правительства Югры пришлось «поднимать с колен» и вытаскивать из долговой ямы это «наследство», одновременно обеспечивая финансовую прозрачность в работе Фонда поколений. По результатам работы за 2016 год, получили прибыль в 25 млн рублей. Это почти в 10 раз меньше объема средств, которые потребовались бы для выплат родившимся в 2001 году, то есть, примерно 1 400 рублей на человека. Таким образом, по факту мы имеем колоссальный разрыв между ожиданиями и потенциальной возможностью выплат, предусмотренных отмененными законами.

Владимир МЕРКУШЕВ 

Смотрите также: