Любой житель Югры может предложить песню, танец или обряд. На место в книге претендуют обычаи ханты, манси, русских и… казаков.
Любо, братцы
Учитывая сегодняшнюю активность казачьего движения, неудивительно, что югорские казаки одними из первых заявили о желании сохранить свои обычаи. Возможно, в Красную книгу нематериального наследия Югры войдут так называемые «шермиции», что-то вроде кулачных боёв. Эти брутальные забавы наследники казаков устроили в минувшие выходные на улицах Нефтеюганска в рамках фестиваля «Сибирь казачья».
По словам участника фестиваля Артёма ОРЛОВА, шермиции помогали казакам поддерживать форму и формировать боевую этику. Шермиции устраивали в дни больших праздников, на свадьбах и даже после похорон – так молодёжь показывала, что готова занять свободное место в строю.
«Песням, танцам, обычаям казаков в реестре, конечно, найдётся место, – считает зам. директора творческого объединения «Культура» Елена ИСЛАМУРАТОВА. – Казачья культура пришла в Югру ещё с Ермаком и продолжала развиваться. Но несмотря на то, что сегодня у нас очень много казачьих сообществ, они почти не знают истоков культуры сословия. А нам бы хотелось привлечь их к изучению исконных традиций».
Тайные обряды?
В департамент культуры уже поданы заявки на русскую «вечёрку», которая бытовала в Сургутском районе, хантыйский танец «куренька» и мансийский медленный танец. Для каждого объекта будет создаваться отдельная комиссия из узких специалистов в области фольклора. Главные претенденты на включение в реестр – праздники коренных народов Югры Вороний день и Медвежьи игрища. По поводу Вороньего дня у экспертов вопросов не возникло. По словам начальника Белоярского филиала Обско-угорского института прикладных исследований и разработок Тамары ПЯТНИКОВОЙ, раньше в Вороньем дне принимали участие только женщины и дети, а теперь этот запрет исчез, обряды проводят публично. Праздник считается одним из самых значимых в культуре обских угров, кроме того, он давно потерял сакральное значение. Зато вокруг Медвежьих игрищ разгорелись бурные дискуссии. Ряд исследователей считает, что не нужно вторгаться в духовную жизнь коренных народов, выставляя сокральные обряды на всеобщее обозрение.
«Если мы хотим сохранить культуру, мы должны немедленно начать оцифровку текстов и перевод на русский, – не согласен ведущий научный сотрудник Обскоугорского института прикладных исследований Тимофей МОЛДАНОВ. – Праздник исчезнет с последним носителем, который, даже если захочет, не сможет обработать колоссальный объём материала. С каждым годом содержание песен, сценок меняется, ведь меняются ценности народа. Более того, я считаю, что неплохо, если сокральные ритуалы узнают и другие люди, которые хотят с их помощью уйти от депрессии, получить успокоение».
Мысль о том, что ценные образцы народной культуры стремительно растворяются в буднях современной жизни, возникла давно, однако до сих пор на федеральном уровне не было правовой базы, которая бы позволила исследователям начать системную работу. «Ещё в 2003 году мы отправляли заявку на Медвежьи игрища в реестр ЮНЕСКО, однако тогда у организации не был ратифицирован договор с Россией, – рассказывает Елена Исламуратова. – Сегодня правовой акт о создании реестра принят уже на уровне региона, и это позволит исследователям по крупицам собирать то, что ещё можно сохранить».
Смотрите также:
- Охота на медведя. Размышления после Медвежьих игрищ →
- Мешает социальная пассивность →
- Язык танца древнее речи →