«У сибирских рек характер непростой. Все с норовом», – утверждает главный речник округа, руководитель «Северречфлота» Владимир Макаров. Мы говорим с ним перед закрытием навигации.
Капризная Обь
- Владимир Николаевич, этим летом Иртыш, наверное, показал весь свой мужской характер?
- Иртыш по сравнению с Обью, паинька. Ласковый, спокойный. А Обь капризна, как избалованная женщина. Не угадаешь, как себя поведёт. Вот только солнце светило, глядь, уже волны под два метра. А таёжные речушки загадочные, спокойные. Конда, например, с большими поворотами, частыми туманами…
Нынче ветреное лето выдалось. При ветре 15 м/сек волны достигали 2,5 метров. Из-за большого вала приходилось даже отменять или переносить рейсы. А ближе к Салехарду на Оби бывают волны до 4 м. Мы однажды попали в шторм. Около восьми часов вдвоём с капитаном судна добирались до противоположного берега!
Вообще мы почитаем реку за живое существо. С водой уважительно надо – на «вы». Поэтому, ни мусор в воду кидать, ни ругаться во время рейса мы себе не позволяем. Уже не раз замечено: кто этих негласных правил не соблюдает, редко задерживается во флоте. Кстати, давать интервью накануне открытия навигации – плохая примета.
– А когда закончится нынешняя навигация?
- Зима в этом году ранняя. На реке уже появилось «сало», или «шуга» – мелкий лёд или пропитанный водой снег. Теплоходы не могут пройти даже небольшой, «зашугованный» участок. Уже закрыты маршруты Игрим – Сосьва, Приобье - Белоярский. В Ханты-Мансийске по прогнозам ледостав ожидается 1 ноября.
- И чем займутся капитаны и их команды?
- Навигационный сезон длится с 1 мая по 30 октября. Потом капитаны и их команды идут в отпуска и отгулы. В среднем отдыхают до 70 дней. Потом мы привлекаем их к ремонту судов или в охрану. Зарплату сохраняем, как в навигацию. Каждый капитан может зимой свозить свою семью к морю и солнцу.
Нет ничего, лучше «Метеора»
- У авиакомпаний в этом году большие проблемы. А как выживает речфлот?
- Нам всегда было тяжело, а в нынешних условиях тем более. Подорожало топливо. В 2012 году мы потратили очень много средств и времени на ремонт двигателей нашего производства. Поэтому стали постепенно заменять их на более надёжные немецкие «Маны».Экономический эффект от каждого – 600 тыс. рублей за навигацию. По программе «Сотрудничество» перевооружаем парк теплоходов. Становимся более-менее рентабельными. В прошлом году открыли пантонную переправу Приобъе - Андра. Всему коллективу на 10% подняли зарплату. Помогают субсидии на проезд. По сути, пассажир платит всего 25% от стоимости билета. А вот, например, частник в Томской обл. поднял стоимость билетов до 5 тысяч.
- Авиастроение стремительно развивается. А скоростной пассажирский речной флот чем может похвастаться?
– Да ничем! Ничего лучше «Метеора» не придумали, но и этот тип теплоходов уже устарел. Есть новинка – Экранолёт. Что-то вроде самолёта, который движется над водой. Пока он не запущен в серийное производство – нет соответствия между скоростью, расходом топлива и пассажировместимостью. Он дорого обойдётся речному флоту. Есть судно типа «Катамаран» – из двух корпусов. У него скорость выше. Сейчас изучаем экономическую выгоду.
А пока средний возраст судов – от 30 лет и выше. Таких около 70 % в пассажирском флоте России. У нас – 33 теплохода. Самому старенькому – трамваю 8 ПТ – 61 год! Судам типа «Линда» и на воздушной подушке – по 10 лет. Судам А-145 два года. И, если честно, проблемы чаще бывают с новыми судами, чем с нашим «старичком».
– А среди капитанов молодёжь есть, или тоже в основном «старички»?
- С 90-х годов интерес к профессии пошёл на спад. Теперь популярность снова растёт. Нехватка специалистов небольшая. К нам едут из Омска, Тобольска и даже Новосибирска. Где-то меньше платят, где-то предприятие развалилось...
Команду собирает капитан. Он лучше знает, кому и с кем будет комфортно. Ведь люди практически полгода в закрытом пространстве. Многие уже около десяти лет ходят в рейсы одним составом. Важно чтобы у членов команды было терпение и способность мирно разрешать конфликты. А их достаточно бывает на теплоходах. Помню, в прошлом году по Югре гастролировал зооцирк с животными. Там свиньи, собаки, обезьяны и птицы были. Их из Берёзова надо было перевезти в Ханты-Мансийск. Причём, по условию – без клеток. Это же артисты… Пришлось понять и принять. И можете себе представить – пассажиры не возмущались!
А вообще, я считаю, что люди, которые работают на реке, должны испытывать к ней настоящие чувства. Лучше – безграничную любовь. Тогда любой путь будет легче, несмотря на непогоду и ветра.
Смотрите также:
- Югорский капитан-механик рассказывает о «метеорах», ревизорах и авариях →
- Капитан Николай Субботин: "Жизнь - одна большая шутка" →
- Что принесёт жителям Югры новый навигационный сезон? →