В Югру пришли странные исламские общины

   
   

Раньше жили дружнее

В Югре тема межнациональных конфликтов и проблема противодействия экстремизму активно обсуждаются - здесь живут люди разных национальностей и вероисповедания. В некоторых муниципалитетах 40 % населения – мусульмане.

На конференции «Гармонизация межэтнических отношений и формирование толерантности в Югре» окружной департамент общественных связей представил презентацию социологического мониторинга общественного мнения о состоянии этноконфессиональных отношений. По данным  исследования, почти половина югорчан оценивают ситуацию в регионе как мирную и спокойную. 40% ощущают напряжённость.

«Раньше дружнее жили, друг друга по национальностям не делили. А теперь все как-то отдельно» - считает Елена, жительница Ханты-Мансийска. Некоторым респондентам кажется, что их права из-за национальной принадлежности ущемлялись хотя бы раз. Таких почти 15 %. В целом по Югре уровень активной ксенофобии (неприятия «чужаков») специалисты определяют в диапазоне 14-17%.

Националистов в округе не жалуют. Более половины опрошенных югорчан считают, что против них необходимо применять самые жёсткие меры, включая уголовное преследование.

«Другой» ислам

В СССР принадлежность к вере и национальность не имели значения для людей. Рядом с русскими югорскую землю осваивали специалисты из Азербайджана, Чечни, Татарстана, Башкирии – в союзных республиках существовала развитая нефтедобыча, и опыт этих людей был бесценен. Основными принципами человеческого сосуществования на «северах» стали дружба и взаимопомощь. Времена изменились.

На конференции исламские религиозные деятели отметили, что все проблемы связаны с так называемым «экспортным вариантом» ислама. Ислам традиционный лоялен к власти, призывает к миролюбию и терпимости между конфессиями. Но, по словам Исполнительного директора Международной исламской миссии Шафига Пшихачева, после распада СССР, на Кавказе появились миссионеры из арабских стран. «Гости» начали активно создавать альтернативные околовахабитские организации, вербовать молодёжь, выступать против традиционного исламского духовенства, власти и России. «Экспортёры околоваххабитских течений заходили и в наш округ, - рассказывает начальник управления Департамента общественных связей Югры Илья Верховский. - Потом процесс приостановился. Сейчас они снова пытаются укрепиться. Проблемными регионами считаются Нижневартовск, Радужный, Ханты-Мансийск, Берёзовский р-он - там были созданы параллельные исламские общины с неясными целями». Понимая сложность и деликатность темы, правоохранительные органы и власти Югры пытаются не допускать опасных инцидентов на территории округа. Но вопрос остаётся открытым.

   
   

 

Смотрите также: