«Железная семья»

Фото: Екатерина Лосецкая

   
   

 Коленька и Сашенька

Они медленно шли по парку, улыбаясь от воспоминаний юности, с озорным блеском в глазах. Он - в фетровой шляпе, она - с небрежно повязанным платочком на шее. Говорили о празднике, семье, внуках и правнуках. Шли под ручку, будто от кокетства, а не от старости. Прохожие оглядывались им вслед - эта 90-летняя пара в орденах и медалях была изумительна.

«Жили мы с детства рядом - через 5 домов друг от друга в деревне Унар Нижегородской области, но не общались, - рассказала Александра Васильевна. - Я ещё совсем девчонкой была, а потом началась война, так больше 5 лет не виделись. Он пришёл из армии в 1946 году, и мы на посиделках заново познакомились». В разговор, лукаво улыбаясь, вмешивается муж: «Да. Сразу я такую барышню увидал - не узнал. Красивая».

Сейчас у Яшиных - четверо детей: Тонечка, Галечка, Ниночка и Коленька. 6 внуков и 11 правнуков. Все живут в Ханты-Мансийске. Несмотря на то, что сами юбиляры закончили в своё время всего лишь начальную школу и восьмилётку, своих детей они выучили на среднее и высшее. «Нам хотелось, чтобы дети были счастливей нас, и 48 лет назад мы приняли решение переехать  в Югру. Наверное, если бы не переехали, давно бы уже и сгинули от нищеты или болезней, - говорят в один голос супруги. - А здесь дышится иначе».

Всю жизнь они проработали в лесной промышленности. Сначала в посёлке Лорба, потом с 1974 - в Ханты-Мансийске. За долгую жизнь всякое бывало, но, чтобы разойтись, и мысли не было. «Мы родились в деревне, а раньше как? Сошлись - значит всё. Насколько Бог даст жить, настолько семья проживёт. Наши ровесники, может, кто не дожил до наших лет, но никто не развёлся».

Слава и почёт?

Я с любопытством разглядываю медали Николая Родионовича. Попутно спрашиваю его о том, где он служил во время войны. Он улыбнулся: «Так практически везде». А как так? Ветеран поясняет: «Война застала в Москве. Всю войну прошёл в войсках  НКВД. Участвовал в военном параде 7 ноября 1941 года, дальше был Ставропольский и Краснодарский край, Ростов, Донбасс, Крым, Польша, Белоруссия, Литва, Восточная Пруссия, Германия, закончил войну в Берлине» После небольшой паузы он продолжил: «Мне уж 91 год, а я всё переживаю, что положенного ордена Красной Звезды за ранение и двух медалей за взятие Берлина и освобождение Восточной Пруссии мне не дали. Поначалу было совестно идти в местный военкомат - выпрашивать своё же, но потом решился хотя бы орден отвоевать у бюрократов - так сам не рад. Переписывался с госархивом войск НКВД, они прислали мне справку, что я проходил службу в такие-то года, и армия была там-то. А сейчас просят, докажи, что лежал с ранением. Я снова взялся переписываться с архивом. Получил с трудом бумагу - приказ по части, где среди убывших по ранению была моя фамилия. Но и этого оказалось недостаточно - им нужна была справка именно из госпиталя, а где её взять спустя столько лет? Да, скорее всего, её и не было - я служил в 28-й «армии прорыва», как её тогда называли, из госпиталя срочно был направлен на службу, так толком и не долечившись. А ранение им не видно - так вон, полспины в шрамах».

Ветеран оглянулся на жену и, подмигнув ей, произнёс: «Впрочем, главное в жизни - не слава, а богатство - оно в наших детях».

Смотрите также: