Падение цены на нефть спровоцировало в Югре рост числа безработных. Только в 2016 году в службу занятости Югры обратилось около 50 тысяч человек, более 3 тысяч из которых были уволены в связи с ликвидацией организации, либо из-за сокращения численности работников. Как меняется жизнь после увольнения? И трудно ли в Югре вновь найти работу? Об этом «АиФ-Югра» рассказали герои нашей истории.
«Поле» сменил на кабинет
Бывший сейсморазведчик Дмитрий Дёмушкин, например, нашёл новое место на государственной службе. Полевые работы со взрывчаткой в условиях выездов на 3-6 месяцев он сменил на тёплый кабинет и письменный стол.
«Я работал в нефтепромысловой отрасли. Мы искали месторождения. Где-то в ноябре-декабре 2015 года отдел, в котором я числился, перестал быть необходимым, и всех нас сократили. Дальше я полгода отдыхал, затем подвернулась работа. Не по моей специальности, но, оказалось, что очень хорошая, в государственном учреждении, - рассказал Дмитрий. - Я кардинально сменил поле деятельности. Голова у меня взрывается от новых знаний. Загруженность хоть и полнейшая, но работа мне нравится».
Как оказалось, в увольнении можно найти и хорошие стороны.
«Конечно, полевая зарплата у меня была больше. Но в том, что меня сократили, есть даже некоторые плюсы. За эти полгода я смог воплотить в жизнь те планы, на которые у меня не хватало времени. Отучился на права без всяких проблем, например».
По «полю» Дмитрий хоть иногда и скучает, но возвращаться туда не рвётся.
«В экспедиции я теперь уже выезжать не хочу. Да, когда много работы, и она начинает надоедать своей монотонностью, вспоминаешь, как в снегах было хорошо. Но в дальнейшем я бы уже не согласился там работать. Это морально тяжело. Там ты полностью отбиваешься от цивилизации, от всего, к чему привык».
Рассматривал варианты
А кое-кто не стал даже отгуливать все оплачиваемые шесть месяцев. Михаил Красильников, системный администратор из Ханты-Мансийска, заскучал после увольнения и довольно быстро нашёл другую работу.
«Я как занимался администрированием и настойкой компьютерной техники, так и продолжаю это делать. Изменилось только место работы, и зарплата слегка поубавилась. Раньше это была нефтегазовая область, теперь бюджетное учреждение, - рассказывал Михаил. - Конечно, когда пришло уведомление о сокращении моей ставки, это несколько обескуражило. Но потом я посидел, подумал и решил, что отдохну три месяца. Отдохнул, и за два дня устроился на другую работу. Ещё до того, как я попал под сокращение, у меня было несколько вариантов, куда пойти. И пока шёл отдых, я рассматривал, какие лучше, какие хуже».
«Перемены не особенно повлияли на мои планы. Единственное, сместился отпуск. Но об этом можно договориться. Я знаю людей, которые устраиваются на работу с условием, что в определённый момент пойдут в отпуск. А, как правило, если работодатель ищет человека, и он согласен с такими условиями, в дальнейшем с отпуском проблем не возникает».
Время для бизнеса
А кому-то из югорчан кризис даже помог открыть своё дело.
«До того, как меня сократили, я работал в одном из крупнейших банков страны. Вел все направление интернет-маркетинга, - рассказывает предприниматель Сергей Задохин из Ханты-Мансийска. - Интересно, что к моменту увольнения, я и сам хотел попросить, чтобы меня сократили. Тогда я уже прописал всю свою деятельность, и она стала не такой интересной. Было скучно выполнять типовые действия, и я хотел открывать свой бизнес».
Так и вышло, и Сергею даже не пришлось ни о чём просить.
«Дальше я решил применить свой опыт в продвижении на продажах цемента. В тот момент это была востребованная ниша. Нашел адекватного дилера в Екатеринбурге. И за первый месяц обеспечил им заказы на 15 тысяч тонн. Чтобы понимать, там только моих комиссионных должно было быть 1,5 миллиона. Это целый состав на 70 с лишним вагонов. Но дилер сказал, что не может обеспечить такое количество заказов. В итоге я ничего не получил, потратил кучу времени, немного психанул и закрыл для себя это направление».
Но удача тем не менее, всё же повернулась к Сергею лицом.
«Потом я взял заказ на рекламу в интернете для IT-Форума. Достиг нужного результата раньше срока, перевыполнил план на 17%. После чего взял себе ещё заказчика и уехал путешествовать. Интернет, ноутбук были с собой, я путешествовал и параллельно работал», - вспоминает Сергей.
«Пока катался, мне позвонила компания-производитель пирогов. Когда вернулся, мы начали заниматься этим делом. Год назад они открыли магазин в одном из торговых центров. В тот день к нему стояла очередь как за айфонами. Люди начали вставать за 1,5 часа до открытия. И пироги, которые целая пекарня делала с 3 ночи до 12 дня, разлетелись за 55 минут. Работаем совместно и до сих пор. Сейчас есть планы на расширение в другие города».
Советы людей, попавших под сокращение
Михаил Красильников:
«Работу найти вообще не сложно. И даже работу с хорошей зарплатой найти не сложно. Трудно найти хорошую работу. С хорошими условиями. У каждого места свои плюсы и свои минусы. Тем, кто получил уведомление о сокращении, я бы посоветовал использовать оставшееся на старой работе время для поиска нового места. Можно даже брать официально «дни для поиска работы», которые по факту выходят как половина выходного. У нас в организации люди писали на них заявления. А дальше уже - оценивать, выбирать и наслаждаться оплачиваемым отдыхом».
Сергей Задохин:
«Чтобы устроиться на хорошую работу, нужно в первую очередь именно приходить. Рассылать резюме бесполезно. Когда я увидел предложение банка, то подготовил резюме и пришел лично. Мы поговорили, они увидели, что я соображаю, и взяли меня, хотя у меня и не профильное образование. По факту, у меня оказалось больше опыта, чем у тех людей, которые приходили к ним после университета, потому что я работал, пробовал. Чтобы чего-то добиться, нужно делать. Учиться можно до бесконечности».