Не так давно глава государства на заседании Совета безопасности с сожалением констатировал, что ситуация с наркотиками в России не улучшается и за последние 10 лет количество зарегистрированных больных с диагнозом "наркомания" выросло на 60%.
А мы что, хуже?
Есть в этой цифре и "югорский процент". Жители Западной Сибири с удивительным упорством регулярно пополняют ряды новоиспечённых наркоманов. По информации, озвученной старшим специалистом группы информации и общественных связей Управления ФСКН РФ по Югре Олесей Меняйло, на сегодняшний день в автономном округе официально зарегистрировано 9075 наркоманов. Семеро из них - несовершеннолетние. Понятно, что армия людей, употребляющих зелье, в реальности намного больше. Особую тревогу вызывает то, что 96% всех наркозависимых (состоящих на учёте) употребляют опиаты. Анализ наркоситуации и результатов работы всех правоохранительных органов в сфере незаконного оборота наркотиков свидетельствует о том, что оперативная обстановка на территории Югры продолжает оставаться сложной и имеет тенденцию к обострению.
Здравствуй, новая столица!
Пыть-Ях больше не считается общепризнанной наркостолицей округа. Снесён знаменитый на всю страну балочный посёлок "Гидра", в котором исторически были созданы идеальные условия для деятельности наркодельцов и сбывалось огромное количество зелья, но статус нарковорот город не утратил. Именно отсюда наркотики всех мастей и оттенков попадают на севера. Первым на их пути встаёт Нефтеюганск. Поднимая статистику прошлых лет, мы выяснили, что шесть лет назад в городе "кололось" около восьмисот человек. Таким образом, по грубым подсчётам, в день Юганск употреблял более полутора килограммов героина. В месяц - около 48-ми. Это примерно 24 млн руб. В год на порошок расходовалось около 300 млн. По мнению медиков, пик расцвета наркомании в Нефтеюганске пришёлся на 1996-97 годы. Тогда начинали "колоться" с тринадцати лет. Заведующий наркологическим отделением НГБ г. Нефтеюганска Александр Никитин вспоминает эти дни с ужасом: "Я ходил в реанимацию и в блок интенсивной терапии к больным с передозировкой, почти ежедневно, как на работу. Сейчас практически... ну, если я в год несколько раз бываю по поводу передозировки наркотиков - это всё. Свежих наркоманов у нас почти не стало". Нефтеюганское городское кладбище получило в народе название "Дом молодёжи". Большинство 16-20-летних погибали от передозировки. Выжили те, кто научился рассчитывать дозу. Такие, как Алексей Панин (имя и фамилия изменены - прим. ред.).
- В те времена это действительно было так модно... Если "не колешься" - чуть ли не "отстой" или "лох" какой-нибудь.
- У тебя было много друзей, которые "кололись"?
- Все практически.
- Все - это сколько?
- Ну все, с кем я общался - 10 человек, 20 человек - все они "кололись", где-то как-то всё равно они употребляли.
- Из этого круга сейчас кто-то в живых остался? Ты многих потерял?
- Да, человек пять уже нет, остальные... кто сидит, кто до сих пор "колется"...
Алексей впервые попробовал наркотики в 13 лет по настоятельной рекомендации родного брата. Дальше жизнь пошла по известному сценарию: своровал - "укололся" - в тюрьму. В общей сложности молодой человек провёл за решёткой семь с половиной лет. Сейчас воспитывает сына, женат. Жена не употребляет даже пиво.
- Теперь думаю как-то одновременно, и о наркотиках, и о ребёнке, воспитывать-то надо его, не бросишь же ребёнка... - рассказывает Алексей. О реальном количестве наркоманов в городе он говорит так:
- Хватает, приблизительно... если так взять, полгорода "колется", ну, считай, вся молодёжь. Даже некоторые, которые скрывают. Вроде как блатные... всё равно "колятся". А вообще с наркотиками полный бардак. Раньше, допустим, знакомого встретил, "уколол", подлечил, знаешь, что завтра у него будет доза, а у тебя ломка - он тебя подлечит. Сейчас этого нет, сейчас без разницы. Дашь деньги - тебя могут кинуть, не принести ничего, сказать, что в милицию попали. Сейчас каждый наркоман сам за себя.
Времена благородных наркоманов прошли, как и времена не менее благородных воров в законе. В блатных кругах знают имя человека, который посадил город на иглу. Но, по их словам, был и свой заступник - вор в законе Вова Чёрный. Сам употреблял наркотики, но тяжёлую "дурь" в Юганск не пускал. А товарищам говорил: "Приходите, когда у меня ломка, посмотрите, что это такое". Наркотики и сгубили последнего юганского законника, а героин свободно вошёл в дома нефтеюганцев. Что ж, может, так оно и было на самом деле.
- Алексей, наркодилер обычно рассказывает потенциальному наркоману перед первым уколом, как хорошо ему будет. Но ни слова не говорит о ломке. Расскажи...
- Чувствуешь, что... ну ноги выворачивает, руки выворачивает, тошнит, кашлять начинаешь - желчью рыгаешь... как объяснить... не объяснить...
- С чем-то можно сравнить это состояние?
- Да, в принципе... это и душевная, и физическая боль... в основном на нервной системе всё полностью.
- У тебя уже есть доза на завтра?
- Нет...
- Завтра ты проснёшься и...
- И буду искать... может сегодня ещё найду...
- Страшно жить, Алёша?
- Я к страху уже привык.
Сегодня в округе сразу две наркостолицы: Сургут и Нижневартовск. Впрочем, это самые густонаселённые города Югры, немудрено, что и количество наркоманов здесь больше. Пыть-яхские наркоманы частенько ездят за товаром в Сургут, золотая молодёжь из Ханты-Мансийска предпочитает "колоться" в Нефтеюганске - заказывают такси, и - вперёд. Одним словом, всё смешалось в доме...
Чьё зелье самое "вкусное"?
Есть у наркоманов из разных городов Югры и свои предпочтения. Олеся Меняйло рассказала, что Сургут "сидит" на коаксиле, Нягань - на пищевом маке, Ханты-Мансийск - на кодеинсодержащих препаратах, Когалым - на тетралгине. С появлением тех же кодеинсодержащих препаратов привлечь человека за хранение наркотиков стало практически невозможно. Оперативники рассказывают, что для того, чтобы сделать это, нужно найти у гражданина количество наркотика, в
10 раз превышающее его среднюю разовую дозу, например:
- 1 г героина;
- 5 г гашиша;
- 0,5 г метадона;
- больше 100 г марихуаны. Или подготовленные для инъекций шприцы - так называемые "баяны". Наказать человека за перевозку лекарственных препаратов, которые на законодательном уровне не считаются наркотиками - нельзя. Но можно привлечь за наркотическое средство дезоморфин, которое вываривают из этих препаратов. Оперативным сотрудникам достаточно обнаружить всего 0,5 г этого вещества.
Все эти нюансы наркоманы прекрасно знают. Существуют определённые технологии приготовления "варева". Готовит наркотический "супчик" обычно всегда один и тот же человек. Его закрывают в доме на ключ (снаружи) и "повар" никому не открывает дверь (у "своих" ведь есть ключ) до тех пор, пока не приготовит препарат. Затем сообщает о готовности зелья, и уже на другой квартире варево применяют по назначению. Одним словом, конспирация на высшем уровне.
Порядка 90% наркотиков, распространяется по территориям округа самими наркозависимыми и только 10% профессиональными наркодилерами. Это, как и прежде, хорошо законспирированные группы, сформированные по этническому признаку. Львиная доля героина, находящегося в незаконном обороте на территории автономного округа, имеет афганское происхождение и доставляется контрабандным путём.
В Югре можно найти и идеально чистый героин, и идеально чистую марихуану. Ежедневный уровень потребления героина на территории Югры, рассчитанный по методике разработанной ФСКН России, составляет 1,7 кг, а минимальный годовой объём потребления порядка - 630 кг. Представляется, что реальное количество потребления наркотиков опять же гораздо больше, ведь если объёмы наркорынка постоянно расширяются, значит, это кому-нибудь нужно...
Мы все боремся, а они всё "колются"
В этом году на комплексные меры по противодействию злоупотребления наркотиков в Югре Правительством автономного округа выделено более 45 млн рублей. Губернатор автономного округа ещё в прошлом году открыто заявил: "Регион находится в зоне особого внимания сбытчиков опасного зелья. Поэтому проблема остаётся, и она носит острый характер". Александр Филипенко считает, что необходимо уделять больше внимания профилактике наркомании среди старшеклассников и молодёжи. Сотрудники наркоконтроля Югры постепенно смещают акценты с силовых и запретительных методов на профилактику, лечение и пропоганду здорового образа жизни. Заместитель начальника Управления ФСКН России по ХМАО - Югре полковник полиции Василий Попенко считает, что сотрудничество власти с общественными организациями и медиками способно внести решающий вклад в локализацию очагов наркотической эпидемии. Основной проблемой он считает "межведомственную разобщённость и отсутствие единой стратегической концепции профилактики". Сегодня сотрудникам наркоконтроля приходится не только ловить преступников, но проводить ежегодную Олимпиаду студенческих и научных работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности, акцию "Сообщи, где торгуют смертью" - название говорит само за себя. "Благодаря ей, - рассказывает Василий Иванович, - на привокзальной площади железнодорожного вокзала Сургута был задержан гражданин, у которого было обнаружено и изъято 398 таблеток экстази". После каждой акции или профилактического мероприятия сотрудники специально созданного отдела подводят итоги и аналитические исследования. "Практика показывает, что с каждым годом внимание жителей к данной проблеме возрастает", - констатирует Василий Попенко.
По данным ФСКН России, на складах в Афганистане хранится от двух до трёх тысяч тонн чистого героина, который представляет собой своего рода фонд, призванный сгладить сезонные колебания урожая опийного мака. Часть наркотиков с этих складов наверняка попадёт в Югру. Смогут ли наши дети сказать наркотикам "Нет!", сможем ли мы сделать так, чтобы они даже не задумывались, что ответ может быть другим...