Любая компания, работающая на открытом рынке, в процессе своего развития переживает ряд этапов: разработку и вывод на рынок нового продукта, получение "рыночного признания" и увеличение доли на рынке... Многие фирмы испытывают сложности на этих этапах. Но есть несколько моделей решения проблемы. Например, запуск франчайзингового проекта.
О том, что это такое, мы побеседовали с директором Сургутского филиала Окружного бизнес-инкубатора Даниилом Коневым.
Франчайзер знает, какие проблемы могут появиться
- Что такое "франшиза" и "франчайзинг"?
- Это комплекс благ, которые владелец франшизы может предложить компании, собирающейся её купить. Это всё, что необходимо для создания и ведения бизнеса.
В России франшиза лучше всего развита в области торговли и услуг.
А франчайзинг - это система, которая помогает организовать и развивать бизнес по определённым требованиям и механизмам. Их разрабатывает владелец франшизы - компания-франчайзер. Он передаёт независимой компании или индивидуальному предпринимателю (франчайзи) право ведения этого бизнеса, используя его имя и бизнес-систему.
- Какие возможности и преимущества получает франчайзи, приобретая бизнес по франшизе?
- Человек получает бренд, технологию, основные механизмы, по которым ведётся бизнес. К тому же компания-франчайзер, как правило, знает проблемы и трудности, с которыми может столкнуться предприниматель в том или ином регионе, проходя стадию адаптации бизнеса. Франчайзер помогает эти сложности предотвратить.
- А как приобрести франшизу?
- Сумму выкупа франшизы называют первоначальным платежом. Затем уплачиваются ежеквартальные или ежемесячные платежи - "роялти". Они могут составлять как процент от оборота компании, так и фиксированную сумму. Беря на себя ответственность работать под чьим-то брендом, франчайзи должен выполнять ряд требований: следить за качеством, рекламировать товар или услуги, нанимать сотрудников и т.д. Если франчайзер дорожит своим именем, он будет эти требования выдвигать и контролировать их выполнение.
Плюсы и минусы франшизы
- Как осуществляется этот контроль?
- Это могут быть отчёты, срезы, которые делает компания-франчайзер на рынке, собирая фокус-группы, общаясь с потребителями. У франчайзера есть специальные отделы, контролирующие ведение бизнеса в регионах. Но если предприниматель ведёт бизнес качественно и открыто, предоставляет отчёты с показателями, которые он закладывал в свой бизнес-план, то контроль минимальный, как правило.
- Давайте перечислим плюсы ведения бизнеса по франшизе?
- Это, прежде всего, минимизация рисков. Запуская бизнес, предприниматель действует по определённой проверенной схеме - так, как ему рекомендует франчайзер. Это экономия на расходах: не нужно искать успешные бизнес-технологии, разрабатывать маркетинговые стратегии, рекламные кампании - эти весьма дорогостоящие аспекты успешного бизнеса берёт на себя франчайзер. Немаловажный плюс - юридическая самостоятельность, в отличие от филиалов, которые открывает та или иная компания в регионах, где директора подконтрольны головному офису. Франчайзи - это отдельное юридическое лицо, его контролируют только на уровне технологий, во всём остальном он независим.
- Наверняка существуют и минусы, риски...
- Чтобы не ошибиться, нужно тщательно изучить опыт франчайзера, посмотреть, насколько обширен у него круг представителей в регионах, сколько лет он на рынке, насколько качественен его продукт и каковы отзывы потребителя.
Слушайте радиопроект "Бизнес без секретов" каждую среду в 18:00 на радиостанции "Серебряный дождь в Сургуте - 88,6 fm".