Нам задают множество вопросов о том, что лучше выбрать для управления домом: ТСЖ или управляющую компанию.
Мы работаем с полной самоотдачей
Отвечает директор клининговой компании "Чистый дом" Андрей Лебёдка.
- Что лучше, по Вашему мнению, управляющая компания или товарищество собственников жилья?
- Если в долгосрочной перспективе, то однозначно управляющая компания. Если исходить из сиюминутной выгоды жильцов, то товарищество. ТСЖ - это некоммерческое предприятие. А там, где нет материальных стимулов для улучшения работы, там нет полной самоотдачи. У товарищества собственников есть только одно желание - сделать в своём доме комфортное проживание при минимуме затрат. Это нормальное человеческое желание. Но в том-то и дело, что в долгосрочной перспективе недостаток финансирования на текущее содержание дома приводит, в конце концов, к плачевным результатам.
- С какими проблемами приходится Вам сталкиваться в процессе работы?
- Основная - юридическая неграмотность населения. Жильцы не знают своих прав и обязанностей. Нам приходится тратить много времени, чтобы давать разъяснения людям по вопросам жилищного законодательства.
- Как Вы работаете с поставщиками коммунальных услуг?
- У нас заключены четырёхсторонние договоры между нами, поставщиками услуг, информационно-расчётным центром и банком. По этим договорам деньги, заплаченные абонентом, расщепляются непосредственно в банке и уходят поставщикам. Кроме того, у нас заключён договор с муниципальной структурой "Информационно-расчётный центр". Мы им предоставляем только необходимые данные по абоненту и производим контроль над правильностью начислений. То есть это контролируется администрацией города, и жильцы тех домов, управляющие компании которых заключили с ИРЦ договоры, теоретически должны спать спокойно.
- Отчего зависят цены на коммунальные услуги?
- Точно не от нас. Мы производим только жилищные услуги. Цены на них утверждает собственник. Что касается коммунальных услуг, то их утверждают различные федеральные, региональные и муниципальные органы. Цены на них зависят от множества факторов, начиная от банальной инфляции и заканчивая мировыми ценами на энергоносители.
- А как Вы считаете, можно гражданам сэкономить на коммунальных услугах?
- Естественно, чтобы меньше заплатить, нужно меньше потреблять. Допустим, если в доме все жильцы будут экономно пользоваться отоплением, то показания общедомового прибора учёта будут меньше, и при корректировке в конце года это отразится лучшим образом на каждом абоненте. Что касается экономного потребления воды - здесь нужно следить за тем, чтобы не происходило утечек, протеканий из системы водоснабжения. На электричестве можно экономить, заменив старые электромеханические счётчики на новые многотарифные модели, лампы накаливания - на энергосберегающие.
- Какими средствами Вы ведёте борьбу с должниками за коммунальные услуги?
- Всеми законными способами: предупреждаем, предлагаем погасить задолженность в добровольном порядке. Многие с пониманием относятся и сразу платят. К тем, кто не платит, применяем меры иного характера: предупреждаем об ограничении подачи коммунальных услуг в случае неуплаты, ограничиваем подачу коммунальных услуг, а на самых злостных неплательщиков подаём в суд.
Без инициативы не бывает ничего
Отвечает председатель правления ТСЖ "Северный" Валерий Сафиуллин.
- Валерий Фаридович, ТСЖ лучше управляющей компании?
- Весь вопрос в инициативе. Если бы люди были более ответственными в отношении своего жилья, то, конечно, ТСЖ во многом были бы лучше управляющих компаний. Но нет ещё такой ответственности в наших людях. Не могут даже следить за порядком в подъездах и вовремя платить за коммунальные услуги.
Большинство людей инертны. Многие не знают, что живут в доме, которым управляет ТСЖ. Не задумываются о том, что за домом нужно ухаживать. Представьте, если 34 квартиры положить в один ряд, получится одноэтажный дом. У каждого хозяина будет своя крыша и фундамент. А здесь, когда поставили один этаж на один, каждый думает, что крыша не его, фундамент не его. У первого этажа - фундамент, у последнего - крыша. А посередине ничего, значит, и содержать ничего не нужно.
Всё зависит от менталитета, характеров. Люди старой закалки, особенно пенсионеры, в этом отношении более склонны заботиться о своём жилье и предлагать свою посильную помощь. Они уже чётко обосновались здесь и поняли, что это их дом. А молодые сегодня здесь поживут, завтра там...
- Создать ТСЖ сложно?
- Нет. Товарищества создаются на добровольной основе на общих собраниях жильцов дома. Люди собираются и создают ТСЖ. Подписывают протокол собрания, регистрируются - и всё. Руководителя выбирают на голосовании на 2 или 4 года. Тут опять же главное - инициатива.
- А на чём экономит деньги товарищество?
- Главным образом на штате сотрудников, количество которых ограничено. Штат мы не расширяем, так как каждая рабочая единица - это дополнительные расходы в виде заработной платы. Мы стараемся брать на работу, что называется, мастеров на все руки. Кроме меня в офисе только бухгалтер и паспортист. И никаких заместителей.
Стараемся как можно меньше денег тратить. У нас есть жильцы, которые сами убирают подъезды и территорию, сами ремонт в подъездах делают. Один жилец, к примеру, этим летом пришёл ко мне и предложил: "Я в отпуск ухожу, что мне дома сидеть, давайте я ремонт в подъезде сделаю". И он делал ремонт в подъезде. Причём о цене мы даже не говорили. Естественно, это не будет какая-то запредельная сумма, может быть, он просто будет меньше выплачивать квартплату - вот и всё.
Помимо этого, стараемся сразу всё делать качественно, чтобы не было необходимости по многу раз переделывать. Если что-то ломается, то взамен сломавшейся вещи нужно поставить хорошую и качественную, а не бракованную - в этом тоже большая экономия.
- А как Вы боретесь с должниками?
- Да никак. По судам не ходим, гражданских войн не устраиваем. Все же в одном доме живём, постоянно видимся друг с другом. Естественно, неплательщику будет неудобно за себя. Ведь он всё равно будет встречать меня, допустим, где-нибудь на улице или в подъезде, поэтому он рано или поздно пойдёт и заплатит.