Родился Дмитрий Васильевич Лельхов в национальной деревне Новинские (Новые) на Оби. Здесь дружно жили хантыйские и мансийские семьи, промышляли зверя, рыбачили. Дмитрий рос в исконно национальных традициях. Но на выбор его профессии повлияла магия военной службы.
Мечты о военной службе
Крёстного отца Дмитрия - Николая Яркина - звали Потёпка-ойка. Был он шаманом, успешно лечил людей, камлая на ноже в тёмной комнате. Мать, Елена Алексеевна по-русски не разговаривала, а предания и сказки рассказывала на хантыйском и мансийском языках. Всё это было близко восприимчивой душе мальчика - но не менее интересным для него было и общение с участниками Великой Отечественной войны.
Отца из-за болезни на фронт не взяли, его брат Николай возвратился без руки, Сергей Шесталов - полным кавалером ордена Славы, что приравнивалось к Золотой звезде героя Советского Союза. С наградами вернулись Сызаров, Анимов, Кузьма Тынзянов... Как наденет бывший снайпер гимнастёрку с орденами да начнёт рассказывать фронтовые эпизоды, вводя ребят в мир мужественных людей, - у мальчишек дух захватывало. Ребята, все как один, хотели стать военными, и желание окрепло ещё больше, когда приехал демобилизованный Диомид Новьюхов в солдатской форме с множеством значков на гимнастёрке - прямо-таки образец воина.
Школу Дмитрий Лельхов заканчивал в Берёзово. В своём классе он нашёл единомышленников, одержимых мечтой получить военную или гражданскую профессию лётчика или моряка. Из 20 поселковых парней 15 попали в авиацию - в Берёзово тогда базировался мощный авиаотряд... Лельхов через год поступил в Тюменское военно-инженерное командное училище. Предстояло ему изучить сапёрное дело, устройство понтонных и паромных переправ. Дмитрий жалел, что отец, давно ушедший из жизни, не узнал о свершении сыновней мечты. Зато мама гордилась, что сын выучился на командира.
Выпускника Дмитрия Лельхова распределили в Ленинградский военный округ командиром понтонного взвода. Каждые полгода - учения по наводке мостовых и паромных переправ, восстановлению и строительству мостов, но в память сильнее всего врезались съёмки кинофильма "Блокада"... Солдаты "участвовали" в военных действиях там, как представляли их в натуре, слушая консультантов, перечитывая книги о девятистах блокадных днях. Артист Юрий Соломин остался доволен достоверностью съёмок и общением со взводом.
Водолазы в Монголии
Выпускники Тюменского училища оказались востребованными не только на родине, но и за рубежом. Они служили в Германии, в Чехословакии, Польше, Венгрии, в других странах. Лельхов после Ленинграда попал в Монголию командиром разведывательно-водолазного взвода. Юг пустыни Гоби - какая тут может быть нужда в водолазах? Но подразделение Дмитрия участвовало в совместных учениях с монгольскими специалистами по минно-взрывному делу, устройству инженерных заграждений. Но и водолазное искусство солдатам довелось проявить, вытаскивая из большого искусственного озера провалившуюся машину с солдатами и оружием. Два года прослужил наш земляк-северянин в пустынных краях Монголии...
Офицер не волен распоряжаться своей судьбой: куда направят, там и служи. Не предполагал Дмитрий Васильевич, что старинная Кяхта на границе Бурятии и Монголии резко изменит его судьбу. Но именно там он встретил смуглянку Фаю, свою единственную любовь на всю жизнь. Фамия Фаттаховна тоже считает, что ей выпала удача встретить Дмитрия Васильевича. "Вместе мы уже 31 год - но они прошли как один счастливый день. Моя мама считала его своим восьмым ребёнком", - улыбается Фамия Фаттаховна.
После Кяхты Лельховы переехали в Молдавию. Сначала Тираспольская 14 Гвардейская армия, которой вскоре стал командовать Александр Лебедь, потом - Германия, когда рухнула Берлинская стена - символ разобщённости страны... Дивизию, где Лельхов был заместителем командира, за два месяца вывели из Германии в Оренбургскую область. Ему предложили службу на Алтае - но он предпочёл Тюмень.
Через 9 лет Дмитрий Лельхов был уволен в запас, отдав воинской службе 25 лет, имея за плечами три высших образования - военное, политическое и юридическое. Во всей Югре всего несколько коренных жителей, у кого есть высшее военное. Дмитрия Васильевича тянуло на родину - и в 1977 году семья переехала в Ханты-Мансийск. После окружного комитета по делам народов севера, Лельхову предложили должность начальника отдела обеспечения деятельности комиссии по вопросам помилования администрации губернатора Югры, одновременно - члена общественной комиссии по помилованию. Сегодня, как и тогда, Дмитрий Васильевич и его товарищи по комиссии определяют, кто из совершивших преступление и подавших прошение достоин помилования - снижения срока или освобождения...