День за днём тридцать тонн песка принимали очертания сказочных русалок и ангелов, исторических героев и ироничных персонажей силами умельцев из разных уголков страны. Такого разнообразия песчаных форм, как на всероссийском конкурсе "Неделя песчаной скульптуры", Сургут, пожалуй, ещё не видел.
"Битлз" в Сургуте?
Но, несмотря на обилие номинаций, конкурсу явно не хватало приза зрительских симпатий. Пришедшие в историко-культурный центр "Старый Сургут" оценивали работы по своим критериям. Кого-то потрясла чёткость и продуманность деталей, кого-то - монументальность, а кто-то оценивал отлично переданные черты известных людей - как в случае с работой Сергея Зингера из Ангарска, который вырезал из песка знаменитую ливерпульскую четвёрку и их жёлтую подводную лодку.
"Разве Сургут недостоин приезда "Битлз"?- удивляется Сергей Зингер. - Сургут строило поколение, которое слушало "Битлз". Более того, в Когалыме есть памятник этой группе, а я - исправляю историческую неточность".
Похожесть песочных музыкантов на реальных Сергей объясняет простым знанием анатомии - для врача по образованию это довольно просто.
Павел Соловов из Екатеринбурга свою специализацию "автомобильный дизайн" променял на песок - уже несколько лет он зарабатывает на жизнь, создавая песчаные скульптуры. В Сургуте Павел представил композицию "Юный архитектор Сургута": двухметровый малыш складывает из кубиков знаменитый сургутский Биг-Бен. "Главная идея работы в том, - поясняет Павел, - что сегодняшние архитекторы Сургута ещё только ходят в детские сады, но как подрастут - привнесут в облик города новые идеи".
Песчаное пожелание
Каждый из участников конкурса проделал гигантскую работу, умело "приручив" подвижный материал. При этом почти все конкурсанты неизменно говорили о высоком уровне соперников. Жюри тоже пришлось непросто - призовые места делили между собой сразу несколько авторов. Но главный приз остался в Сургуте - его получили Елизавета Грачёва и Дмитрий Моров за композицию "Пожелание".
Уникальность песчаных творений, подчеркивают сами скульпторы, - в их эксклюзивности и неповторимости. Хрупкая фигура из песка - это настроение, а потому даже саму возможность превращения песчаной скульптуры в памятник из более живучих материалов художники и архитекторы отрицают.
"Эксклюзивность нашей работы именно в том, что она временная, она отражает состояние художника здесь и сейчас, повторить её невозможно", - говорит Сергей Зингер. Ещё одна маленькая деталь - большинство архитекторов предпочитают песку лёд по той простой причине, что в России зима длится гораздо дольше лета...